BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Анна Шелест: Украине нужны миссии наблюдателей для свидетельств в международном суде

06.05.2014 Служба информации "ЕвроБеларуси"
Анна Шелест: Украине нужны миссии наблюдателей для свидетельств в международном суде
В Украине
Почему Украина не приглашает для решения своих внутренних проблем миротворцев ООН и на какую помощь от международного сообщества надеется?

 Об этом Службе информации "ЕвроБеларуси" рассказала ведущий научный сотрудник Одесского филиала Национального института стратегических исследований (Украина) Анна Шелест.

- В Беларуси многие аналитики видят для Украины наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации – ввод миротворческого контингента ООН. Насколько такой шаг приемлем для Киева и почему его сложно сделать?
 
- Данную проблему необходимо рассматривать с двух сторон. Первый вопрос – это, какие именно функции миротворческой операции мы хотим делегировать. Проще говоря, зачем она и что она будет делать? Второй вопрос – как именно эту самую операцию легально начать.
 
Первый вопрос является самым сложным. Миротворческие операции - не совсем корректный термин, который используется в русском языке, так как подразумевает сразу 4 вида операций ООН - непосредственно миротворческие операции, операции по поддержанию мира, миростроительство и операции по принуждению к миру. Фактически Устав ООН не дает им четкого определения, а лишь указывает на обязанности сторон по поддержанию мира, поэтому часто шутят, что их дефиниция находится в 6 1/5 разделе Устава. Однако за много лет истории и практики применения сформировались четкие принципы и традиционные функции, а также разграничения между этими типами. Миростроительство – это обычно самый последний этап, когда мир достигнут, и надо восстановить государственные институты, провести выборы, наладить доверие - в нынешней ситуации об этом еще рано говорить в Украине. Миротворчество и поддержание мира обычно используется, когда две стороны подписали соглашение о прекращении огня - когда надо разделить воюющие стороны, эвакуировать беженцев, конвой грузов, разминирование и подобное - надо ли это Украине сегодня? Нет. В Украине нет двух равных конфликтующих сторон. Есть определенный процент местного населения, который не согласен с нынешней властью, и есть отдельные группы людей, действующие террористическими или бандитскими методами, с которыми пока не может справиться украинская полиция, и. Россия борется с такими группами, например, в Дагестане - она же не зовет миротворцев на свою территорию. Единственный вариант, который теоретически остается – это принуждение к миру согласно Главе 7 Устава ООН, которое проводится обычно коалицией государств после соответствующей резолюции ООН. Этот метод был применен в Ираке в 1991 году, когда он напал на Кувейт. Подобная операция – это крайняя мера. В Украине ситуация тяжелая, но все-таки к счастью не идет боевых действий, и теоретически достаточно сил, чтобы справиться самостоятельно.
 
Что Украине надо – это наблюдатели, те, кто будет фиксировать все нарушения, так называемые миссии по выявлению фактов, чтобы в дальнейшем использовать в международном суде; необходимы профессиональные посредники, необходимы определенные международные санкции - но это все другие действия, а не миротворческая операция. И некоторые действия уже проводятся – в Украине присутствуют и наблюдатели ОБСЕ, в том числе в рамках Венского документа, и группы наблюдателей ООН по соблюдению прав человека.
 
Что касается непосредственно механизма начала операции. Здесь необходимо понять, что подобные вопросы находятся введенье Совета Безопасности ООН, где Россия является постоянным членом и соответственно обладает правом вето. Где гарантия, что Москва не заблокирует резолюция, потому что ей не понравится какая-то из функций миссии или географическое размещение? В 2008 мы уже стали свидетелями, как была закрыта миссия ООН в Грузии, только потому, что Россия не соглашалась с ее зоной ее ответственности.
 
Существует достаточно сложный механизм авторизации операции через Генеральную Ассамблею ООН, принятие так называемой резолюции «Единство в пользу мира» (United for peace) - впервые использованный в 1950 году в отношении корейского кризиса, когда СССР блокировали принятие резолюции. В знаменитой резолюции ГА ООН 377 (1950) как раз говорится, что невыполнение Советом Безопасности его обязанностей от имени всех государств-членов Организации, не освобождает членов Организации от их обязанностей и не освобождает Организацию Объединенных Наций от возложенной на нее Уставом ответственности за поддержание международного мира и безопасности». В той резолюции, четко устанавливается, что «Генеральная Ассамблея постановляет, что если Совет Безопасности, в результате разногласия постоянных членов, оказывается не в состоянии выполнять свою главную обязанность по поддержанию мира и безопасности во всех случаях, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер, включая - в случае нарушения мира или акта агрессии - применение, когда это необходимо, вооруженных сил для поддержания мира и безопасности». Современным языком мы как раз и назвали бы это – начало миротворческой операции, но в 1950 году этот термин еще не использовался. Подобная практика использовалась всего несколько раз в истории ООН. Однако, передача вопроса на рассмотрение Генеральной Ассамблеей является процедурным вопросом, соответственно не может быть блокировано никем из постоянных членов ООН.

 

Второй нюанс - согласно правилам, обе стороны конфликта должны дать согласие на размещение такой миссии ООН, только тогда она становится легитимной. Представим, что Украина дает такое согласие или даже отправляет приглашение направить на ее территорию миссию. Кто даст такое согласие с другой стороны? Сепаратисты едины? Есть какое-то согласование действий, единый координационный центр и т.п.? Соответственно может произойти тоже самое, что и с наблюдателями ОБСЕ - все согласны, находятся на территории законно, но почему-то были захвачены боевиками и удерживались почти неделю как заложники.
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #2 (Видео)
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #2 (Видео)
25.05.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

25 мая беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич провел второй вебинар по теме: "Что нужно знать про политику в Беларуси, России и Украине, чтобы не дать себя обмануть".

Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #1 (Видео)
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #1 (Видео)
22.05.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

21 мая беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич провел первый вебинар по теме: "Что нужно знать про политику в Беларуси, России и Украине, чтобы не дать себя обмануть".

Андрей Егоров. Системный кризис: Беларусь-2020 (Видео)
Андрей Егоров. Системный кризис: Беларусь-2020 (Видео)
25.04.2020 Андрей Егоров, Центр европейской трансформации

Представляем вашему вниманию видеолекцию политолога Андрея Егорова, посвященную процессам, которые разворачиваются в Беларуси в 2020 году.

Владимир Мацкевич: Беларусь должна стать уважаемой, процветающей и современной страной (Видео)
Владимир Мацкевич: Беларусь должна стать уважаемой, процветающей и современной страной (Видео)
31.12.2019 Канстытуцыя.бел

Новогоднее поздравление от беларусского философа и методолога Владимира Мацкевича.

Калькулятор национального суверенитета. Сколько его осталось у Беларуси?
Калькулятор национального суверенитета. Сколько его осталось у Беларуси?
04.10.2019 Андрей Егоров, Центр европейской трансформации — специально для "Беларусского Журнала"

Механика полной интеграции Республики Беларусь в состав Российской Федерации набирает обороты.

Видео