Четверг 20 февраля 2020 года | 09:38
  • бел / рус
  • eng

Владимир Мацкевич: Русский образ мыслей — это подданство, а беларусский образ мысли — гражданский

20.01.2020  |  Общество   |  Владимир Мацкевич, философ и методолог,  
Владимир Мацкевич: Русский образ мыслей — это подданство, а беларусский образ мысли — гражданский

Окровавленные руки русского империализма — сильный символ. Талантливый перформанс.

Это художественный акт с сильнейшим политическим звучанием.

Подходит ли для этого перформанса памятник Пушкину?

Конечно, прямой смысл был бы в окровавленных руках памятника Суворову или Дзержинскому. Правда, не помню памятников им в Минске с руками, ближайший памятник Суворову, кажется, есть в Кобрине, а Дзержинскому — в Дзержинске, но там он держит свои "чистые руки" в карманах.

Ну а Пушкин тут причем?

Можно, конечно, приписать Пушкину кровавые мысли, найти соответствующие высказывания, например:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? Волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

Или в личном письме Петру Вяземскому Пушкин пишет:

"Все это хорошо в поэтическом отношении. Но все-таки их надобно задушить, и ваша медленность мучительна. Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря; мы не можем судить ее по впечатлениям европейским, каков бы ни был, впрочем, наш образ мыслей. Но для Европы нужны общие предметы внимания в пристрастия, нужны и для народов и для правительств. Конечно, выгода почти всех правительств держаться в сем случае правила non-intervention, то есть избегать в чужом пиру похмелья; но народы так и рвутся, так и лают. Того и гляди, навяжется на нас Европа".

Пушкин пишет про ляхов, Литву, славянские ручьи и русское море, но не про Беларусь. Знал ли он вообще это имя — Беларусь?

Но тут меня другое цепляет.

Пушкин занимал верноподданническую позицию. И в своем знаменитом стихотворении — письме французским депутатам — он это подчеркивает: "Иль русского царя уже бессильно слово?" И в письме Вяземскому это читается в той части, где речь идет о "поляке" Булгарине-Фиглярине.

Восстание 1830 года было национально-освободительным. В русской историографии его называют польским. И у этого названия есть основания, поскольку языком восстания был польский. Но участвовали в восстании литвины, беларусы, украинцы: "это спор славян между собою". Но все участники восстания — это граждане. Воевали они за восстановление гражданской нации и утраченной государственности — Речи Посполитой и федерации обоих народов.

А вот подавляли это восстание подданные русского царя.

И мировоззрение, и мышление враждующих сторон различалось кардинальным образом — граждане против подданных.

Пушкин — друг декабристов. Образ мысли его был близок к образу мысли декабристов. И ("каков бы ни был, впрочем, наш образ мыслей") в национальном вопросе этот образ мысли хорошо известен, все то же "слияние славянских ручьев в русском море", полная ассимиляция угро-финских и тюркских народов империи.

Пушкин, конечно, великий поэт. И образ мысли его сформирован его эпохой, он дитя своего времени, хоть и опережал в чем-то свое время и формировал образ мысли следующих поколений. Но в образе мысли россиян ничего не изменилось с тех пор. И конституцию теперь они собираются переписать исходя и того же самого образа мысли.

Русский образ мыслей — это подданство. Государство (монархия ли, царизм, диктатура ли пролетариата или "суверенная демократия, встающая с колен" — без разницы) — это все, и осознание себя гражданином там практически невозможно. Там нет гражданского общества, не было во времена Пушкина и до сих пор нет. Пушкин есть. Некрасов с его "гражданином быть обязан" есть. Чаадаев, Сахаров, Новодворская — много хороших людей есть, даже с гражданской позицией, а гражданского общества нет. И все потому, что таков уж образ мыслей, и Пушкин-"верный росс" с Солженицыным — пророки этого образа мыслей.

А беларусский образ мысли — гражданский. Да, плюралистичный. Да, в этом образе много дури и мало мысли. Но у нас есть гражданское общество, пусть и слабое. Пока.

Пушкин тут ни при чем. Это просто "их все", это символ России. Уберите свои кровавые руки от Беларуси и нам не придется устраивать перформансы с памятников вашему всему.

P.S. Памятник нерукотворный

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

"Гордый внук славян" — это кто?

Ну, назовет. А как назовет и кем назовет?

Не так-то просто это выполнить: "Хвалу и клевету приемли равнодушно".

И о "пробуждении добрых чувств".

Вот такие добрые чувства, мучительные при том: "Но все-таки их надобно задушить, и ваша медленность мучительна".

Пушкин и Сальери

Эти слова Пушкин вложил в уста вовсе не положительного персонажа.

Кто докажет, что Сальери лирический герой, высказывающий позицию автора?
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алегьери.

А мне смешны страдания по поводу выкрашенных рук на парковой скульптуре, которая даже памятником не является.

Мне смешна фетишизация камней и металла.

Мне ближе реакция Моцарта на игру уличного музыканта. Могу предположить, что и самому Пушкину ближе такое отношение.

Смешно — это бывает по-разному. Вот в одном советском фильме про взятие Зимнего дворца высококультурный комиссар грозно вопрошает у матросов, показывая на некую мраморную Венеру: "Кто бабе руки отбил?" Это тоже смешно в том контексте, и шутка с двойным дном.

А скульптуре в парке руки никто не отбивал, а просто покрасил, и краску уже смыли.

Виновен ли Александр Пушкин в подавлении восстания 1830 года?

Виновен ли Марк Захаров в оккупации Крыма.

Ну, нет, конечно.

Но они одобрили.

Ладно, поставим вопрос шире.

Виновна ли русская культура в преступлениях русского империализма?

Кто ответит?

Я уже отвечал на этот вопрос, правда, еще в прошлом тысячелетии.

Здесь отвечу обобщенно.

Культура виновна во всем.

Все, что совершается людьми в цивилизованную эпоху, совершается по каким-то культурным нормам или из-за отсутствия культуры в этом месте и в это время.

Но есть люди, для которых культура является первой ценностью, либо по роду занятий, либо по самосознанию.

И у меня вопрос к этим людям и к деятелям культуры.

А вы где?

Почему вы оставили политику всем, кроме вас? Почему вас это не касается? И вы просто возмущаетесь время от времени политическим поведением неучей, бескультурных вандалов.

Возьмите политику в свои руки!

Поверх белых одежд и фраков повяжите фартуки, если эта сфера деятельности кажется вам грязной.

Займитесь уборкой, наведите чистоту.

Воспитайте политически активную публику.

И тогда вы будете избавлены от душевных мук, сможете наслаждаться утонченным Рафаэлем и божественным Алигьери.

И никто не будет "бабам в музеях руки отбивать".

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Присоединяйтесь к общественной кампании "Свежий ветер" — Канстытуцыя.бел!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думаць Беларусь": http://t.me/methodology_by!

Другие новости раздела «Общество»

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.3
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.3
Еще несколько добавлений про сети и сетевое общество.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.2
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.2
Сетевое общество и сетевая коммуникация уже давно в центре внимания культурологов и политологов. Сейчас эта тема обсуждается в связке с интернетом и таким интернет-явлением, как социальные сети.
Владимир Мацкевич: Русский образ мыслей — это подданство, а беларусский образ мысли — гражданский
Владимир Мацкевич: Русский образ мыслей — это подданство, а беларусский образ мысли — гражданский
Окровавленные руки русского империализма — сильный символ. Талантливый перформанс.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.1
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.1
Доступно ли гражданское общество непосредственному наблюдению? Как его можно увидеть, зафиксировать, измерить?
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 9.2
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 9.2
Мужество иметь собственное мнение, о котором я говорил в предыдущем фрагменте, ничего не стоит без истинности этого мнения.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 9.1
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 9.1
Мне часто приходилось слышать в разных ситуациях высказывание: "Я представляю здесь гражданское общество Беларуси/Х-ландии". И меня всегда коробило это высказывание.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 8
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 8
Беларусские политики не знают беларусского общества, не знают своей страны. И не хотят знать.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 7
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 7
Нет ничего практичнее хорошей теории.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 6.2
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 6.2
Единство нации — это просвещенческая идея, или явление эпохи модерна.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 6.1
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 6.1
Если бы мне понадобилось описать гражданское общество Беларуси в лицах, я бы начал с Валентина Акудовича и Светланы Алексиевич.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 5
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 5
Гражданское общество — это реализация идеалов Просвещения. Современное воплощение этих идеалов.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 4
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 4
Гражданское общество немыслимо без общественного мнения, общественное мнение невозможно без СМИ. Но гражданское общество — это еще и гражданское действие, гражданское поведение.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 3
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 3
Гражданское общество немыслимо без общественного мнения, а общественное мнение невозможно без средств массовой информации.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 2
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 2
"Ну, уж это положительно интересно, — трясясь от хохота проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!" Думаю, все помнят, откуда это.
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 1
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 1
Гражданское общество в Беларуси есть. Я это точно знаю, поскольку именно солидарность гражданского общества спасла меня от смерти в октябре 2006 года.
Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Представляем отчет по результатам второго комплексного исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Ад учорашняга дня Улад Вялічка сыйшоў з пасады генеральнага дырэктара Міжнароднага кансорцыума "ЕўраБеларусь", але шэрагаў сябраў арганізацыі ён не пакідае.
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Образование в Беларуси не меняется, потому что государство заинтересовано в дешевой и в меру грамотной рабочей силе.
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
11 марта 1882 года в Сорбонне Эрнест Ренан прочел свою знаменитую лекцию "Что такое нация".
Аксана Бярнацкая: Падабаецца дапамагаць людзям, якія хочуць нешта рабіць

Навагодняя гісторыя пра тое, як паляпшаць жыццё навокал і пры гэтым заставацца шчаслівым.

Оксана Шелест: В Беларуси начали появляться новые общественные инициативы (Видео)

В ситуации угрозы для независимости Беларуси они не опираются на традиционные институты гражданского общества и политической оппозиции, а также не ищут и не рассчитывают на какую-либо поддержку извне.

Улад Вялічка — пра ўдзел Беларусі ва Усходнім партнёрстве: трэба больш жадаць і намагацца большага

10 год удзелу Беларусі ва Усходнім партнёрстве. Што гэта дало нашай краіне? Як складваліся адносіны з ЕС? Якімі магчымасцямі Беларусь да гэтага часу не скарысталася? Чаго чакаць надалей?

Краткая политическая история современной Беларуси

Наша политическая история выглядит как деградация структур. А разум, совесть и человеческое достоинство есть у граждан. И каждый гражданин способен сам решать, в чем ему участвовать, а в чем нет.