BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)

13.08.2019 Центр европейской трансформации
Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Представляем отчет по результатам второго комплексного исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

Краткий обзор результатов исследования

Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005) (далее — Конвенция ЮНЕСКО) является одним из этапов развития представлений и подходов по отношению к культуре на международном уровне. Конвенция акцентирует внимание на мерах культурной политики государств, направленных на установление норм и стандартов диалогичной, многосубъектной культурной политики: уважение прав человека и основных свобод, охрана и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения, поощрение социальной вовлеченности, солидарности, взаимопонимания и диалога сообществ, народов и стран, разрешения новых вызовов, связанных с развитием технологий.

Республики Беларусь одна из первых подписала Конвенцию ЮНЕСКО, которая вступила в силу в нашей стране 18 марта 2007 года. Одним из обязательств стран-участников Конвенции является предоставление регулярных государственных отчетов о ходе выполнения взятых на себя обязательств. Первый периодический отчет Республика Беларусь предоставила в 2016 году. Помимо официальной отчетности, в 2015 году Центр европейской трансформации (НИУ «Аналитическая группа ЦЕТ») разработал собственную методологию оценки выполнения Конвенции и предложил свой альтернативный отчет. В 2019 году по той же методологии был проведен второй замер, где даны сопоставления актуальной ситуации с результатами мониторинга 2015 года. В данном коротком обзоре результатов мониторинга представлены основные количественные оценки, наиболее важные тренды и характеристики актуального состояния сферы культуры в Беларуси.

Для более подробного ознакомления с методологией и результатами мониторинга Конвенции мы рекомендуем обращаться к его полной версии. Она содержит объемный фактический материал, обзор основных событий, оценку состояния правового регулирования, статистические данные о состоянии сферы культуры.

  

Основные выводы

Ситуация в сфере культуры Беларуси в сравнении с 2015 годом характеризуется следующими основными тенденциями:

  • Сдержанный прогресс развития сферы культуры. По оценкам экспертов и по статистическим данным, сфера культуры демонстрирует позитивную динамику. С точки зрения целей и ценностей Конвенции ЮНЕСКО, условия для деятельности становятся более благоприятными, постепенно формируется более разнообразная культурная среда. Однако это движение крайне медленное, большинство оценок остаются в пределах «низкого уровня» развития.
  • Рост разнообразия субъектов, форм и содержаний. Культурное поле Беларуси постепенно прирастает не только количеством инициатив, проектов, событий, но и разнообразием. Это относится как к разнообразию активных субъектов в поле культуры (коммерческие и некоммерческие, государственные и независимые), так и к различным формам и содержанию культурного самовыражения.
  • Инновации и технологии на службе культуры. Одним из важных позитивных факторов развития сферы является расширение технологических возможностей в творчестве, культурном производстве и распространении, а также различные инновации в области бизнес-моделей, форматов коммуникации и т.д. Так, внедряются новые модели финансирования (краудфандинг, онлайн-платформы по распространению и продажам), которые позволяют выходить в культурное поле небольшим проектам и частным инициативам, а также создают новые отношения потребления и соучастия в сфере культуры.
  • Регулирование, которое не способствует развитию. Доработка и принятие Кодекса Республики Беларусь о культуре не дали дополнительного импульса к развитию сферы, а скорее создали новые ограничения и сложности в связи с неурегулированностью важных аспектов организации деятельности и отношений в сфере культуры. Отсутствие согласованности отдельных норм, исключение ряда регулирующих документов, введение дополнительных форм согласования и т.д. — это неполный список того, что делает современное законодательство в сфере культуры фактически не работающим и стимулирует развитие альтернативной нормам практики действий.
  • Избирательность и непрозрачность в организации деятельности. Отмеченные выше ограничения в практике правоприменения восполняются избирательностью в их использовании. С одной стороны, это позволяет работать и находить возможности для развития. С другой стороны, такая ситуация создает зыбкую почву устойчивых изменений. Все более принимаемые решения (как позитивного, так и негативного характера), согласования, разрешения, партнерства и т.д. зависят от конкретных людей, чиновников, выстроенных связей и отношений.
  • Сохранение монополии государства в культурной политике. По-прежнему и на уровне нормативных документов, и на уровне организации деятельности государство остается единственным полноправным субъектом для определения направлений развития.
  • Культура остается «на иждивении» и в стороне от рыночных механизмов. Конвенция ЮНЕСКО рассматривает культуру как источник общественного и экономического развития, но пока беларусская сфера культуры с такой задачей не справляется. Шаги в этом направлении делаются только на уровне негосударственных акторов, которые в собственной практике внедряют новые схемы, модели и представления о культурных индустриях. Государственная машина придерживается прежних представлений, где культура является (затратной) частью сферы обеспечения потребностей граждан.
  • Потенциал развития требует усиленных вложений. Оценки внутреннего потенциала развития сферы показывают, что он находится на грани исчерпания, т.к. не обеспечен системной поддержкой и воспроизводством ресурсов.
  • Внешние воздействия сильнее внутреннего влияния. Сфера культуры Беларуси остается под мощным внешним влиянием. Здесь играют роль как распространение общих глобальных тенденций (массовое потребление, стандартизация, цифровизация и доступность), так и особое влияние культурного содержания, образов, идей и ценностей постсоветского пространства, прежде всего, импортируемых из России.
  • Управление ресурсами вместо политики. Одной из ключевых проблем, в преодолении которой пока не наблюдается продвижения, является проблема осуществления культурной политики. Сегодня в беларусской сфере культуры не наблюдается реального диалога и равноправного взаимодействия различных групп и сообществ.

  

Пять измерений культурной политики: Конвенция ЮНЕСКО и реальность

Пять базовых измерений культурной политики

Оценка состояния сферы культуры в Беларуси производилась по пяти практическим измерениям. Эти измерения отражают заложенные в Конвенции ЮНЕСКО цели и принципы, а также изменения в развертывании культурной политики для достижения этих целей и реализации принципов.

Измерения, по которым осуществляется мониторинговая оценка, включают:

  1. Условия для развития/проявления разнообразия. Речь идет о правовых, экономических, социальных и деятельностных возможностях и условиях, которые предоставляет государство и общество для реализации всех компонентов культурного цикла, в том числе потребления и участия, а также о наличии дискриминаций или преференций, социальной и культурной готовности к культурному разнообразию.
  2. Влияние сектора культуры на экономику и показатели развития. Данное влияние выражается во вкладах культурного сектора в экономическое развитие страны, занятость, а также в личностное развитие (языковых и иных культурных компетенций) и формирование благоприятных социальных условий (толерантности, гендерного равенства, межличностного доверия).
  3. Внутренние ресурсы и потенциал развития сферы культуры. Речь идет об объемах вовлечения в культурную сферу, расширении состава и повышении квалификации участников, а также об инструментах стимуляции и развития сферы, внешней и внутренней поддержке.
  4. Развитие межкультурного взаимодействия и контактов. Речь идет об объемах совместных с другими странами культурных производств, обменов, экспорта и импорта продукции, а также о развитии контактов и взаимодействий разных культур внутри страны (общин, культурных групп и этнических меньшинств).
  5. Взаимодействие разных субъектов культурной политики (государства, бизнеса, гражданского общества). Под взаимодействием и партнерством понимается наличие механизмов и практики принятия участия в стратегических и программных решениях, возможности и объемы взаимодействия (совместные проекты и программы).

Оценка по данным измерениям выставлялась экспертами в рамках фокусированных групповых интервью. В ходе мониторинга было проведено три фокус-группы, в которых было опрошено 26 экспертов. Состав экспертов был представлен работниками государственных учреждений (музеев, библиотек и т.д.), представителей бизнеса, общественных организаций, культурных критиков и аналитиков в сфере культуры.

Шкала оценок распределена от 0 до 30 баллов, где 0 баллов соответствует полному отсутствию развития в данном измерении, а 30 баллов — практически полной реализации всех установок и принципов, заложенных в Конвенции ЮНЕСКО. Бальные оценки, отражающие степень прогресса в каждом из пяти измерений, разделены на несколько уровней: «Крайне низкий» — 0-6 баллов; «Низкий» — 7-12 баллов; «Средний» — 13-18 баллов; «Повышенный» — 19-24 балла; «Высокий» — 25-30 баллов.

  

Результаты экспертной оценки по пяти базовым измерениям культурной политики

С точки зрения ценностей Конвенции ЮНЕСКО, в сфере культуры Беларуси можно отметить несколько общих тенденций:

  1. В 2019 году по каждому из измерений отмечаются более высокие оценки экспертов по сравнению с 2015 годом. Это свидетельствует о постепенном освоении Беларусью ценностей и установок, заложенных в Конвенции и переводе их в практику и действия. Тем не менее, оценки остаются пока в диапазоне «низкий уровень» и демонстрируют позитивные сдвиги только в отдельных случаях («есть положительные прецеденты»). Исключение составляет измерение «Развитие межкультурного взаимодействия и контактов», которое и в 2015 году имело самые высокие баллы. В 2019 году оценка по нему перешла в диапазон «средний уровень». Наибольший прогресс в оценках, по сравнению с 2015 годом, фиксируется в измерении «Взаимодействие субъектов культурной политики».
  2. Снизилась острота водораздела по идеологическому принципу, разделяющего лояльные государству инициативы и независимых деятелей культуры. Это разделение не исчезло и остается довольно болезненным, но стало менее значимым для деятелей культуры. На передний план выходит различение по линии: государственные и негосударственные (бизнес-инициативы и общественные объединения и практики). По-прежнему государственные учреждения культуры имеют преференции в отношении условий деятельности и использования инфраструктуры.
  3. Отмечается расширение количества и разнообразия инициатив в области культурного самовыражения (ремесленничество, хенд-мэйд, творческие группы, сообщества и вовлечение в инициативы, блогинг), что идет в русле заданных Конвенцией ЮНЕСКО ценностей и установок. Этот процесс поднимает вопрос отношений между «профессиональной» и «любительской» деятельностью в культурном поле.
  4. При анализе событийного наполнения сферы культуры отмечается не столько увеличение объемов и разнообразия мероприятий и программ, сколько качественный рост. Причем именно качественный рост (развитие и усложнение) становится главным ориентиром для оценки состояния сферы культуры.
  5. Несмотря на то, что участники экспертных фокус-групп представляли разные организации, сообщества и сферы культуры, ряд явлений, событий или фактов, имеющих существенное значение для сферы культуры, остались за рамками внимания или упоминания. Таковыми стали целые сегменты (например, фэшн-индустрия) или отдельные «игроки» (например, Европейский гуманитарный университет). Эта особенность говорит о специфике восприятия и рефлексии культуры, сосредоточенности экспертов скорее на своей области, избирательности зрения, концентрации внимания экспертов на ярких проявлениях последнего времени.

  

Измерение «Условия для развития и проявления культурного разнообразия»

Экспертная оценка:

2019 год

Оценка: 12,4 балла

Низкий уровень

2015 год

Оценка: 11 баллов

Низкий уровень

  

Описание оценки «Низкий уровень» для данного измерения:

«Условия слабо способствуют проявлениям культурного разнообразия и доступу к участию во всех этапах культурного цикла. Регулярно фиксируются случаи давления и нарушений в области свободы слова, распространения идей, культурного самовыражения. Доступ отдельных категорий граждан к производству и потреблению в сфере культуры ограничен или затруднен. Отдельные культурные группы (религиозные, этнические, субкультуры и др.) подвергаются в обществе дискриминации и стигматизации».

Главные позитивные и негативные тенденции

К наиболее важным положительным тенденциям можно отнести:

  • расширение возможностей и улучшение общей атмосферы деятельности для активных и инновативных деятелей в сфере культуры, которые не находятся в мейнстриме общей государственной программы в сфере культуры;
  • улучшение условий деятельности для ремесленников и музейных-галерейных пространств;
  • постепенное формирование практики отстаивания авторских прав.

К наиболее важным отрицательным тенденциям можно отнести:

  • сохранение практики институциональных ограничений для развития культурного разнообразия и самовыражения со стороны государства;
  • сохранение принципиального неравенства условий деятельности для государственных и негосударственных субъектов культуры (общественных организаций и бизнеса);
  • фактическое закрепление цензуры для концертной деятельности через механизмы работы «художественных советов по культурно-зрелищным мероприятиям»;
  • наличие фактов применения административных санкций к художественным актам.

Условия для самовыражения и культурного разнообразия в цифрах

  • Объем расходов из консолидированного бюджета на сферу культуры за 2017 год составляет 3,2% (это общая сумма по разделу «физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации»). При этом расходы на культуру в Беларуси фактически не меняются с 2014 года.
  • Фиксируется сокращение числа учреждений культуры. В 2012 году их было 7777, а к 2017 году стало 5648. Основные сокращения происходят в рамках оптимизации, в первую очередь за счет сельских клубов и организаций. Таким образом, государственная инфраструктура в сфере культуры постепенно ухудшается.
  • Потребление культурных продуктов и вовлечение в культурные практики растет очень медленно. В структуре потребительских расходов доля услуг учреждений культуры с 2012-го по 2016-й годы выросла от 0,29 до 0,44, а доля расходов на печатные издания сохранилась практически в прежнем объеме: 0,40 — в 2012 году и 0,44 — в 2016 году.
  • Сохраняется принципиальное неравенство в отношении двух государственных языков. В 2017 году доля печатных изданий на беларусском языке составила: среди книг и брошюр — 13,7%, среди журналов — 14,2%, а среди газет — 34%. Доля школьников, обучающихся на беларусском языке, постоянно уменьшается. В 2011/2012 учебном году она составляла 17,8% от всех учащихся, а в 2016/2017 году — уже 13,3%.

  

Измерение «Влияние сектора культуры на развитие общества»

Экспертная оценка

2019 год

Оценка: 9,7 балла

Низкий уровень

2015 год

Оценка: 8,9 балла

Низкий уровень

  

Описание оценки «Низкий уровень» для данного измерения:

«Сфера культуры вносит слабый вклад в развитие экономики: небольшой объем частного бизнеса в сфере культуры, сильные диспропорции в развитии между различными регионами. «Культурный контент» (искусство, наука, языки) слабо представлен в образовательных программах и медиа и оказывает незначительное влияние на общественное сознание и установки. Распределение населением времени и расходов на культуру строится по остаточному принципу».

Главные позитивные и негативные тенденции

К наиболее важным положительным тенденциям можно отнести:

  • относительный рост количества культурных проектов и инициатив, а также рост качества производимой в стране культурной продукции;
  • постепенное развитие инклюзивных практик и рост готовности государственных учреждений культуры к открытости для разных групп;
  • рост объема региональных и общенациональных культурных событий, в частности, выставок и фестивалей: книжных, театральных, музыкальных, фото, художественных.

К наиболее важным отрицательным тенденциям можно отнести:

  • продолжение практики использования устаревших представлений о культуре и культурных индустриях в законодательстве, государственной политике и общественных представлениях, что ограничивает возможности вклада культурного производства в экономическое и социальное развитие;
  • сфера культуры в основном остается дотационной, с низким уровнем доходов участников культурной деятельности;
  • при наличии качественного культурного контента, его публичная демонстрация, продвижение и объемы потребления остаются проблематичными;
  • узкое пространство культурных рынков и их медленное развитие (арт-рынка, книжного рынка, театрального рынка, рынка кино и т.д.).

Влияние сферы культуры на развитие общества в цифрах

  • Доля культуры в структуре ВВП остается незначительной. По отчетам Министерства культуры, доля сектора культуры в ВВП в 2017 году составила 0,41%. Причем мы можем наблюдать постепенное снижение этого значения: в 2012 году она составляла 0,51%.
  • По отношению к показателю средней зарплаты по стране, уровень зарплаты работников сферы культуры за 6 лет упал с 67% до 60%. Таким образом, граждане, занятые в сфере культуры, в среднем зарабатывают почти вдвое меньше, чем большинство беларусов.
  • Количество работников в сфере культуры сохраняется с незначительными годовыми колебаниями, составляя 55 тыс. человек на момент 2017 года.
  • Две трети от общего числа работников сферы культуры составляют женщины, что на первый взгляд, позитивно характеризует сферу культуры с точки зрения гендерной доступности. Но, учитывая низкий уровень доходности этой сферы, такой гендерный перекос скорее говорит о непрестижности, и преобладание в ней женщин не может считаться позитивным фактором.
  • Согласно исследованиям использования свободного времени, работающие граждане не часто посещают учреждения культуры. В среднем, на каждый день приходится по 6 минут, проведенных в театре, музее, кино или на другом зрелищном мероприятии. Около половины свободного времени граждан Беларуси уходит на средства массовой информации. Поэтому особое внимание нужно уделять количеству и качеству культурного контента в СМИ.

  

Измерение «Внутренние ресурсы и потенциал развития сферы культуры»

Экспертная оценка

2019 год

Оценка: 11,6 балла

Низкий уровень

2015 год

Оценка: 10,1 балла

Низкий уровень

  

Описание оценки «низкий уровень» по данному измерению:

«Качественная подготовка осуществляется только в отдельных отраслях и на отдельных отделениях (кафедрах). Культурное содержание представлено в специализированных школах и вузах, но не в общеобразовательных учреждениях. Наблюдается явная диспропорция и неравенство в развитии и возможностях разных областей культуры, а также разных групп. Количество конкурсов, премий и иных форм поощрения малое. Расходы государства и бизнеса на культуру обеспечивают самосохранение, но недостаточны для развития. Инструменты стимуляции развития (премии, гранты и т.д.) ограничены и малодоступны».

Главные позитивные и негативные тенденции

К наиболее важным положительным тенденциям можно отнести:

  • сохранение и развитие инфраструктуры культурной деятельности, в частности, рост количества площадок креативного сектора (культурных хабов, центров, арт-пространств, антикафе и т.д.);
  • расширение возможностей для индивидуального роста, самообразования и выстраивания собственной образовательной траектории за счет роста дополнительного образования, открытых образовательных курсов, более широких возможностей для профессиональных стажировок;
  • увеличение вклада частного бизнеса в развитие сферы культуры.

К наиболее важным отрицательным тенденциям можно отнести:

  • низкий уровень общего образования и профессиональной подготовки в сфере культуры, а также сокращение объема подготовки кадров в области культуры;
  • слабая финансовая поддержка сферы культуры и ее избирательный характер;
  • диспропорция между ростом объема культурного активизма и отсутствием такого же роста профессиональных компетенций новых участников культурной деятельности, что приводит к появлению класса «высокомотивированных и низкоквалифицированных специалистов»;
  • назначение на руководящие должности в государственных учреждениях культуры (в основном, в регионах) новых кадров без соответствующей подготовки в сфере культуры.

Ресурсы и потенциал сферы культуры в цифрах

  • С 2012 года число кадров в сфере культуры остается примерно на одном уровне. Лишь в начале 2018 года произошел резкий скачок (от 47,7 тыс. до 55 тыс. человек), что может быть связано с другим способом «подсчета».
  • С 2012 года число учреждений культуры сократилось более чем на 2000 единиц, что составляет примерно 15% от числа всех действующих.
  • Число выпускаемых специалистов в культурной сфере в беларусских вузах за период 2015-2017 годов осталось практически неизменным. Стоит отметить рост числа специалистов с дипломом магистра, что свидетельствует о возросшей заинтересованности специалистов в повышении своих профессиональных компетенций.
  • Представленность культурного и гуманитарного содержания в школьных и вузовских программах низкая. В вузах, где гуманитарные предметы не являются профильными, объем таких дисциплин колеблется в районе 7-8% от общего количества учебных часов. В общеобразовательных школах эта цифра несколько выше и колеблется от 7,4% до 11%.
  • Количество научных диссертаций на темы культуры остаются практически неизменными на протяжении рассматриваемого периода (хотя в более широкой временной перспективе 2012-2017 годов некоторая динамика наблюдается по дисциплинам «История» и «Искусствоведение»).

  

Измерение «Развитие межкультурного взаимодействия и контактов»

Экспертная оценка

2019 год

Оценка: 13,4 балла

Средний уровень

2015 год

Оценка: 12,5 балла

Низкий уровень

  

Описание оценки «средний уровень» по измерению:

«Импорт и экспорт культурной продукции и услуг имеет нерегулярный характер (отдельные отрасли, отдельные прецеденты). В публичном пространстве представлено ограниченное число культур внутри страны, у отдельных групп есть проблемы с позиционированием и существованием. Малая доля населения владеет компетенциями межкультурного общения и имеет регулярные контакты».

Главные позитивные и негативные тенденции

К наиболее важным положительным тенденциям можно отнести:

  • государственную политику, направленную на развитие открытости страны для иностранных гостей (безвизовый режим, упрощение порядка регистрации и т.д.) и связанный с ней рост туристического потока;
  • некоторое улучшение диалога и взаимодействия между сегментами официальной и неофициальной беларусской культуры;
  • развитие успешной деятельности (как в плане культурного импорта, так и экспорта) в отдельных культурных отраслях (театр, кино, ремесленные и танцевальные фольклорные коллективы).

К наиболее важным отрицательным тенденциям можно отнести:

  • слабая поддержка экспорта современного и качественного продукта негосударственного культурного сектора со стороны государства;
  • сохранение высокого уровня дисбаланса между экспортом беларусской культуры и культурным импортом;
  • низкий уровень диалога между разными культурными группами и сообществами внутри страны;
  • стереотипность и низкий уровень культурных ориентаций населения, слабые языковые компетенции населения, ограничивающие возможности межкультурного взаимодействия.

Межкультурное взаимодействие в цифрах

  • К заметным позитивным результатам приводит политика Беларуси последних лет, направленная на открытость страны для иностранных гостей. Начиная с 2016 года, предпринимаются шаги по обеспечению открытости Беларуси для туристов, связанные с возможностью нахождения в стране без визы. После резкого спада количества посетивших Беларусь туристов в 2015 году, с 2016 года их число уверенно растет, достигая 147034 в 2017 году.
  • Если в 2014 году доля россиян среди туристов составляла 82%, то к 2017 году этот показатель снизился до 64% (при увеличении общего количества посетивших Беларусь россиян). Таким образом, что число туристов из других стран растет значительно быстрее. В основном, это происходит за счет граждан соседних стран: Польши, Литвы, Латвии. В 2014 году доля туристов из этих стран составляла около 4%, а к 2017 возросла до 17%.
  • Количество беларусских туристов за границей упало в 2016 году, но в 2017 вернулось к прежнему стабильному уровню, достигая 706254 человек.
  • Число иностранных студентов в беларусских вузах прекратило свой рост в 2016 году и немного снизилось в 2017 году.
  • Что касается подготовки беларусских школьников к межкультурному взаимодействию, то в учебных планах начали предусматриваться дополнительные часы на изучение иностранного языка. Однако сам школьный метод обучения пока не приводит к эффективному овладению языковыми навыками.

  

Измерение «Взаимодействие субъектов культурной политики»

Экспертная оценка

2019 год

Оценка: 10,5 балла

Низкий уровень

2015 год

Оценка: 9 баллов

Низкий уровень

  

Описание оценки «низкий уровень» по измерению:

«Участие гражданского общества и бизнеса в решениях в сфере культуры находится под контролем государства. Контакты ограничены информированием со стороны государства и специально организованными локальными мероприятиями с ограниченным доступом. Правовые механизмы партнерства есть, но не работают на практике. Уровень взаимодействия государства, бизнеса, некоммерческого сектора и гражданского общества крайне низкий. Бизнес и общественные инициативы имеют ограниченные возможности вклада в сферу культуры и не становятся значимыми субъектами ее развития».

Главные позитивные и негативные тенденции

К наиболее важным положительным тенденциям можно отнести:

  • существование успешных практик взаимодействия творческих союзов (Белорусский союз дизайнеров, Белорусский союз художников и т.д.), ремесленников, продюсеров и организаторов концертов с государственными органами управления культурой в изменении отдельных норм законодательства;
  • усиление влияния крупного частного бизнеса на сферу культуры через значимые проекты, а также включение отдельных бизнесменов в финансирование ряда сфер за рамками государственного и часто общественного влияния;
  • появление тенденций взаимодействия разных субъектов в рамках новых «бизнес-моделей» и форм финансирования культурных проектов (краудфандинговые платформы, механизмы корпоративной социальной ответственности и т.п.).

К наиболее важным отрицательным тенденциям можно отнести:

  • актуальные механизмы взаимодействия субъектов культурной политики в виде общественных консультативных советов не обеспечивают реального системного и репрезентативного диалога по вопросам культурной политики;
  • деятельность государственных структур и учреждений культуры в ряде случаев не является прозрачной;
  • слабость в консолидации и формировании устойчивых профессиональных сообществ в области культуры, которые могли бы солидарно отстаивать свои интересы.

Взаимодействие субъектов в культурной политике в цифрах

Для измерения «Взаимодействие разных субъектов культурной политики» было предложено несколько показателей, которые могли бы фиксировать состояние дел в сфере культуры:

  • Число общественных советов;
  • Доля независимых (бизнес и гражданское общество) участников общественных советов;
  • Вклад в сферу культуры деятельности негосударственных структур (бизнеса, некоммерческих организаций): вклад в ВВП, занятость и т.д.;
  • Численность учреждений культуры разных форм собственности;
  • Количество программ грантовой поддержки от и для государства, бизнеса или общественных объединений, а также их объем.

Однако по всем этим показателям оказалось невозможным собрать адекватные и полные, сравнимые данные, т.к. информация подается не систематично. Поэтому мы можем основываться только на фиксации отдельных фактов:

  • В открытом доступе находится информация лишь о трех общественно-консультативных советах в области культуры. Несмотря на то, что создаваемые советы являются фактически единственной формой общественного участия в культурной политике, ни их состав, ни деятельность не прозрачны для общественности, а сам принцип создания (назначение) свидетельствует об имитационном формате.
  • В открытых данных беларусской статистики не представлена дифференциация по видам собственности учреждений и организаций сферы культуры. Также нет данных о том, какой вклад в экономику и занятость приносят негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации и учреждения. В целом, эта сторона деятельности сферы культуры остается непрозрачной для анализа, а следовательно, и для определения политики.
  • Информация о поддержке культуры со стороны бизнеса также не собрана в базу данных. Единственный источник, позволяющий получить представление о масштабах меценатства — вручение премии «Меценат культуры Беларуси». Впервые премия была вручена в 2015 году за поддержку культуры в 2014 году. С тех пор награда вручается ежегодно. Каждый год лауреатами премии становятся организации и компании. В числе обладателей наград бывают и отдельные личности (например, Павел Латушко, Юрий Зиссер). В среднем, ежегодно речь идет о 3,0-3,5 млн. долларов США спонсорской помощи.

  

Скачать полную версию отчета 

Спампаваць поўную версію справаздачы 

  

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео