BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Надо думать Беларусь

18.11.2017 Владимир Мацкевич, философ и методолог — специально для "БелГазеты"
Надо думать Беларусь
Местечковость и провинциальность — это не от места жительства или происхождения! Это про то, что в сознании.

Если ты осознаешь себя в мире и действуешь в этих масштабах, то ты в центре мира, а центр там, где ты. И наоборот, если твое сознание ограниченно и провинциальность у тебя в голове, то так будет, где бы ты ни поселился.

— Тебя недавно назвали -провинциальным методологом. Обидно, наверное.

— Почему мне должно быть обидно?

— Ну, это же намек на второсортность, неполноценность.

— Да, я понимаю, что меня хотели обидеть, и уже поэтому нет смысла обижаться. Я ведь тоже невысокого мнения о людях и местах, где прозвучали слова о том, что я провинциальный методолог. Невысокого мнения о сайте, где это прозвучало, невысокого мнения об авторе этого утверждения и невысокого мнения о самом тексте этого автора.

— Это оправдалки. Ты же не опровергаешь и не оспариваешь утверждение о провинциальности.

— О провинциальности не оспариваю, но это вовсе не означает второсортности.

— Разве это не одно и то же?

— Автор хотел, чтобы это так воспринималось. Но мало ли что он хочет.

— Объясни, хотя бы мне.

— Давай попробую. С чего начнем — с методологии или с провинции?

— Давай с методологии.

— Да, это проще. Методология как подход, как школа в философии берет начало с Московского методологического кружка. Соответственно, Москва — это центр, а все остальное — провинция. В центре осталась школа, пусть и не в тех размерах, что раньше, а я приехал в Минск, чтобы создавать все заново, на новом месте, с нуля. Да, это именно так. Что в этом обидного? Скорее наоборот.

— Обидное здесь в том, что указывается не на то, что ты создаешь с нуля, а на вторичность того, что ты делаешь, на зависимость от центра.

— Ничего подобного. Чтобы это утверждать, нужно разбираться в самой методологии, а этого в статье нет.

— Да кто ж будет разбираться в твоей методологии?! Это ж не футбол, не кино, даже не беллетристика.

— Конечно, поэтому ничего не стоят упреки в провинциальности из уст тех, кто не разбирается.

— И это все, что ты можешь сказать в свое оправдание?

— Я вообще не собираюсь оправдываться. Более того, если всерьез, то провинциальность в данном случае — это звучит гордо.

— Вот как?

— Конечно. Я делаю Беларусь предметом методологического анализа. Тезис "Думать Беларусь!" именно про это. Не каждая страна в мире имеет свою методологию для анализа. А Беларусь имеет. Это выделяет нашу страну из других провинций и регионов мира в лучшую сторону.

— Ну, ты выворачиваешь все наизнанку. Обвинение в провинциальности означает, что речь не о регионе, а о том, что это не центр, это что-то вторичное, зависимое от центра, от столицы.

— Вот как! И где же сейчас столица мира?

— Ну, это же условно. В том смысле, что ты-то точно не столичный методолог.

— Глупости! Да, Беларусь — не центр мира. А центра в мире просто нет. Мы одна из мировых провинций. И в любой провинции может возникнуть и развиваться что-то ценное для всего мира, что-то лучшее в мире. Ничто не мешает мне развивать лучшую в мире методологию.

— Ой, ой, ой! Лучшую, чем в Москве?

— Уж точно лучшую, чем в Москве.

— Но ты же сам говоришь, что методология пришла из Москвы.

— Пришла — может трактоваться и так, что ушла из Москвы и поселилась в Минске.

— Это тебе бы так хотелось.

— Нет, это я так делаю. Делаю в Минске, потому что нигде в мире не будут "Думать Беларусь!". Это можно и нужно делать только здесь, и нигде больше. Значит, здесь — центр! Делаю в Минске, не оглядываясь на Москву. Многие в Минске все еще живут московским умом. Только не я и не методологи в Минске. У нас уже давно свой собственный подход и своя методология.

— А те, кто назвали тебя провинциальным методологом, об этом знают?

— Думаю, нет. Они же сами провинциальные, т.е. лучше сказать — местечковые.

— Ага, теперь ты будешь их обижать?

— Нет, констатировать. Помнишь, была такая поговорка: "Можно изъять девушку из колхоза, но нельзя изъять колхоз из девушки"? Это тот самый случай.

— Тебя послушать, так получается, что сами мы живем в центре мира.

— Ну, про "мы" я не говорил. А я так точно.

— Откуда такой центропупизм?

— От Учителя. Мой Учитель учил меня не только методологии. Он часто говорил: "Нельзя быть первосортным гражданином во второсортной стране. А я первосортный гражданин! Значит, и страна моя первосортная!" Моя страна — Беларусь. И она только тогда будет первосортной, если я буду поступать как первосортный гражданин. И я, и другие граждане. Первосортные граждане, что бы они ни делали, делают на мировом уровне. И пашут, и сеют, и мыслят в науке и в методологии.

"БелГазета"

Читайте также — в развитие темы:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео