Воскресенье 23 июля 2017 года | 09:49
  • бел / рус
  • eng

Луч фонаря в темном подземелье

27.06.2017  |  Общество   |  Владимир Мацкевич, философ и методолог — специально для "Беларусского журнала",  
Луч фонаря в темном подземелье

Да, это я про Светлану Алексиевич. Талантливая, работоспособная, смелая, внимательная, скромная — у нее много достоинств.

И нельзя сказать, что эти достоинства не оценены, не признаны. Не зря она была лауреатом одной из наивысших литературных премий в Советском Союзе — Премия Ленинского комсомола. Не зря она уже более 30-ти лет остается известной писательницей.

Известной в том, не самом приятном для писателя смысле, что ее имя известно, а произведения читать как бы и не обязательно. Имя Светланы Алексиевич упоминается в обзорах литературы, в школьных программах оно идет в списке писателей-современников. Но книги в обязательной программе отсутствуют, и даже в списки для факультативного чтения, задаваемого на лето, попадают только по настойчивости учителя.

Ее книги непопулярны. Да такие книги и не должны быть популярными. Это не поэзия, в них нет закрученного сюжета. У Алексиевич не надо искать романтики, красоты слога, игры словами и метафорами. Ее книги — это реализм. Но не соцреализм и не критический реализм из набора стилей в советском литературоведении.

Это проза. Проза — в обоих смыслах этого слова: не стихи и не фантастика, это проза жизни. Реальной жизни. Но ее произведения не стоит квалифицировать как документальную прозу. Да, она документальна, в том смысле, что основана на документальном материале, собранном самой писательницей и пропущенным через себя. Но это художественная проза, которая, будучи пропущенной через сердце, ум, сознание писателя, превращает документ в искусство.

Проза Алексиевич апеллирует не к рассудку, не побуждает к рассудочным суждениям и умозаключениям. Как всякий художественный текст, она вызывает катарсис. Ее книги вызывают шквал чувств, переживаний, апеллируют к эмпатии, способности сочувствовать и сопереживать, взывают к самопознанию и к метанойе — покаянию как перемене ума.

Литературный метод, характерный для Алексиевич, изобретен не ею, у нее были учителя и предшественники — Алесь Адамович и Даниил Гранин. Но Алексиевич отточила этот метод, придала ему особый характер.

Анализируя прозу Алексиевич, можно увидеть насколько это беларусская литература. Русскоязычная беларусская литература. В этом нет ни парадокса, ни противоречия, просто мы к этому не привыкли, не осознали. Есть беларусская литература на идиш, на польском языке и на русском. Это феномен нашей культуры — просто наше осознание, наша культурология, наше искусствоведение сознательно или бессознательно уклоняется от того, чтобы принять это как культурное отличие, особое свойство беларусской культуры.

Русскоязычная беларусская литература в Беларуси находится на периферии внимания, а в России — вообще на задворках как глубоко провинциальная. Такое отношение к русскоязычной беларусской литературе, в нашей стране и в соседней, объяснимо, закономерно, но глубоко не верно.

Нам еще нужно пройти большой путь взросления, пока мы не поймем ирландцев, которые в своей столице Дублине учредили престижную международную премию для англоязычных писателей. И не только в память о Джойсе и его "Дублинцах", но и чтобы не позволять Англии монопольно владеть их ирландским английским языком.

Еще задолго до получения Нобелевской премии Светлана Алексиевич была не только известным писателем — у нее уже был устоявшийся статус в литературном мире, свое особое место в современной литературе. Литературе Беларуси, в русскоязычной литературе и в мировой.

Алексиевич — одновременно советский, антисоветский и постсоветский писатель. Уже давно известно, что антисоветчина и советскость легко уживаются в одном человеке, особенно если это писатель, интеллектуал, художник.

Первый период творчества Алексиевич совпал со сложным и противоречивым периодом истории. Литература была партийной, в печать попадало только то, что "политически правильно и морально устойчиво". Главлит (цензурное ведомство), партия и "бдительные" коллеги по писательскому цеху внимательно следили за всем, что печатается, готовится к печати и даже просто пишется. Чтобы опубликовать книгу в то время, нужно было быть советским писателем.

И Светлана Алексиевич была советским писателем. Советским писателем с обостренной антисоветской честностью, с непониманием "линии партии". Первая ее книга не прошла цензуру. Вторая книга была порезана и сокращена. Но началась перестройка, и книга попала в ожидания публики.

В 1989-м, в год окончания афганской войны, еще в СССР, вышла первая антисоветская книга Алексиевич. К тому моменту она была уже состоявшимся человеком, писательницей с миллионными тиражами книг, лауреатом престижных премий. Время советского человека кончилось, антисоветчина, казалось, потеряла смысл. Условия жизни и деятельности изменились.

Развалился СССР, Беларусь стала независимой, цензуру отменили, стало можно публиковать все и без купюр. Все изменилось, но не так, как мечталось и планировалось. Книги стали издавать — но их перестали читать.

Время советского человека закончилось, наступило время second hand. Казалось бы, вторичное время, повторение того, что было — значит, актуальны старые навыки, умения, привычки, человеческие качества. Снова требуется мужество, честность, достоинство, снова "догадал кого-то черт родиться с душой и талантом", уже не в России, а в Беларуси. И эта участь и судьба выпали Светлане Алексиевич.

Она хотела бы писать о любви. О том, что может сделать постсоветского человека несоветским, просто человеком. Но постсоветский человек не стал несоветским, он остался советским, только второй свежести, он стал советским человеком second hand. И в стране, гражданином которой стала Светлана Алексиевич, пытаются делать вид, что этот человек second hand более качественный, чем другие.

И этот человек не хочет знать о себе того, что пишет о нем Светлана Алексиевич в своей художественной документальной прозе, в стиле предельного реализма. Реализма без романтизации и без очернительства. Этот человек second hand принимает чернуху, но не правду. Он приемлет лесть, но возмущается реальной оценкой. Этот человек забыл бы Алексиевич, книг он не читает, мнения о себе он составляет сам, ему не нужны ни авторитеты, ни нравственные ориентиры. Об Алексиевич в Беларуси помнили как о советской писательнице, как о том, что осталось в прошлом, о чем-то, не представляющем интереса.

Но тут о ней напомнил Нобелевский комитет.

Что значит присуждение Нобелевской премии беларусской писательнице? Не кумиру национальной интеллигенции, а русскоязычной писательнице!

Нобелевская премия стала одним из самых главных культурных событий для Беларуси последних десятилетий. Это событие вызвало множество интерпретаций, возбудило самые разные отношение. Имя Светланы Алексиевич обрело во много раз большую известность, чем раньше, когда ее книги издавались миллионными тиражами.

Теперь она не просто одна из перечня современных писателей, она мировая знаменитость. А в Беларуси она стала вторым по известности человеком. Каждый ее поступок, каждое сказанное слово вызывает к себе повышенное внимание. И не только в Беларуси, но везде, где распространен русский язык.

Нобелевская премия досталась русскоязычной писательнице. Русскоязычной, но не русской. Эта премия важна не только для Беларуси, но и Украины, где она родилась, и для России, которая вдруг осознала, что она потеряла монополию на русскоязычную литературу.

Эффектов от Нобелевской премии Алексиевич очень много, и не все они еще проявились. Об этом придется думать и писать еще не раз.

Широкая известность Алексиевич, повышенное внимание ко всему, что она говорит и делает, многочисленные пересказы ее слов множеством изданий, информационные поводы, которые создают те, кто болезненно реагирует на слова Алексиевич, предлагает лишить ее премии, исключает из ПЕН-центра, клеймит по поводу и без повода — все это можно описать простой метафорой: луч света в темноте.

Если без зряшного пафоса ("луч света в темном царстве"), то это свет фонаря в темном затхлом подземелье.

Темное подземелье населено разными существами. Некоторые из них слепы, и свет им совсем не мешает, разве что создает легкий дискомфорт, вызванный суетой зрячих существ. Летучие мыши, просто мыши разбегаются от света, как и тараканы и прочие насекомые. Агрессивные крысы нападают на источник света.

Свет в подземелье нарушает привычный порядок вещей и взаимоотношений обитателей.

Но хуже того: при свете становится видны грязь и убожество среды обитания. Обитателей охватывает отвращение к своей среде, к самим себе и своей жизни.

Метафоры всегда условны и ограничены. Меньше всего мне хочется сравнивать Светлану Алексиевич с фонарем, прожектором, звездой, а ее прозу — со светом. Это служебное сравнение. Оно нужно чтобы лучше понять, что происходит после каждого интервью и выступления Алексиевич.

Не буду перечислять все, что происходит вокруг фигуры Алексиевич. Достаточно вспомнить недавний поступок депутата российской Госдумы Милонова, который обратился в Нобелевский комитет с требованием отобрать у Алексиевич премию. Этот шаг подобен поведению крысы, рожденной в темном подземелье, считающей эту тьму лучшим местом для жизни и нападающим на источник света, который разрушает уютную для Милонова картину мира.

Не хочется продолжать метафоричное уподобление многочисленных писателей, политиков, обывателей, интеллигентов и хамов разным обитателям темных подвалов, пещер и ям.

Достаточно того, чтобы понимать, в какой яме мы все находимся. Многие об этом догадываются, многие знают, некоторые даже говорят, но их мало кто слышит, их можно игнорировать.

Нобелевского лауреата трудно игнорировать. Светлана Алексиевич не "луч света в темном царстве", не надо делать из нее то, чем она не является и не хочет быть.

Она говорит, говорит то, что знает и понимает, иногда ошибается, иногда говорит неполиткорректно. Ну и пусть.

У ее книг есть своя аудитория. У ее выступлений есть аудитория. Пусть говорит.

Пусть хотя бы немного высвечивает убожество темного царства и показывает обитателей тьмы им самим.

"Беларусский журнал"

Другие новости раздела «Общество»

Дзеля выхаду да мора Беларусь гатовая ахвяраваць Палессем?
Дзеля выхаду да мора Беларусь гатовая ахвяраваць Палессем?
Эколагі і эканамісты пратэстуюць супраць будаўніцтва воднага шляху Е40, які злучыць Балтыйскае і Чорнае мора, прайшоўшы ўздоўж беларуска-ўкраінскай мяжы.
Валянціна Шаўчэнка: Сяброўка – карэнная канадка – сустракае мяне словамі “Добрай раніцы!”
Валянціна Шаўчэнка: Сяброўка – карэнная канадка – сустракае мяне словамі “Добрай раніцы!”
Сярод усіх прамоў дэлегатаў VII з’езду беларусаў свету, бадай, самай яскравай і запамінальнай стала прамова прадстаўніцы Згуртавання беларусаў Канады.
Уладзiмір Макей, “легіянеры” і прах княгіні Радзівіл: у Мінску прайшоў VII з’езд беларусаў свету
Уладзiмір Макей, “легіянеры” і прах княгіні Радзівіл: у Мінску прайшоў VII з’езд беларусаў свету
15 – 16 ліпеня ў Мінску праходзіў VII з’езд беларусаў свету, у якім узялі ўдзел 160 дэлегатаў з замежжа і 145 з Беларусі.
Беларусь на последнем месте по количеству НПО в странах Восточного партнерства
Беларусь на последнем месте по количеству НПО в странах Восточного партнерства
В сравнении с другими странами региона Восточного партнерства, в Беларуси насчитывается наименьшее число общественных организаций как в абсолютных цифрах, так и в пересчете на 100 тыс. населения.
Таццяна Вадалажская: Універсітэт больш не “вішанька” на “торце” адукацыйнай сістэмы
Таццяна Вадалажская: Універсітэт больш не “вішанька” на “торце” адукацыйнай сістэмы
Месца Універсітэту ў сучасным свеце кардынальна мяняецца. Як і з кім выбудоўваць стасункі падчас “дажджу інавацый”?
Об оргдеятельностой игре по разработке интерфейсов коммуникации в инновационных процессах
Об оргдеятельностой игре по разработке интерфейсов коммуникации в инновационных процессах
В мае 2017 года Летучим университетом была проведена организационно-деятельностная игра с целью нахождения стратегии устойчивой коммуникации между субъектами инновационной деятельности в Беларуси.
Як мы ўплываем на клімат? (Фота і аўдыё)
Як мы ўплываем на клімат? (Фота і аўдыё)
Вядучыя эксперты ў галіне клімата і энергетыкі сабраліся на адкрытай лекцыі-дыскусіі ў Мінску, каб абмеркаваць, як змяняецца клімат і якую ролю ў гэтым працэсе адыгрывае дзейнасць чалавека.
Елена Тонкачева: Оценке ПА ОБСЕ беларусской ситуации крайне не хватает вопроса АЭС
Елена Тонкачева: Оценке ПА ОБСЕ беларусской ситуации крайне не хватает вопроса АЭС
Резолюция «Положение в Восточной Европе» с критикой Азербайджана, Беларуси и России принята и является рабочим документом ПА ОБСЕ, несмотря на ее отсутствие в итоговой Минской декларации.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 6, 2017
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 6, 2017
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 6, 2017.
Эльжбета Смулкова: Важна будаваць адносіны не толькі паміж урадамі, але і паміж людзьмі
Эльжбета Смулкова: Важна будаваць адносіны не толькі паміж урадамі, але і паміж людзьмі
Сёлета спаўняецца 25 гадоў усталявання дыпламатычных адносін паміж Беларуссю і Польшчай. У Мінску адбылася сустрэча з першай амбасадаркай Польшчы ў Беларусі Эльжбетай Смулковай.
Взгляд беларусских правозащитников на правозащитную деятельность и вопросы сотрудничества
Взгляд беларусских правозащитников на правозащитную деятельность и вопросы сотрудничества
Представляем отчет по результатам исследования сектора правозащитных организаций и инициатив Беларуси.
Знос Асмалоўкі пад пытаннем: інвестара няма, а праект распрацаваны з парушэннямі
Знос Асмалоўкі пад пытаннем: інвестара няма, а праект распрацаваны з парушэннямі
Прэзентацыя праекта забудовы Асмалоўкі пераўтварылася ў балаган і патасоўку, людзі абураныя, што ім не далі выказацца, а грамадскія актывісты просяць адхіліць праект праз шэраг сур’ёзных парушэнняў.
Луч фонаря в темном подземелье
Луч фонаря в темном подземелье
Да, это я про Светлану Алексиевич. Талантливая, работоспособная, смелая, внимательная, скромная — у нее много достоинств.
"ANTI[GONE]". Как победить историю (Фото и видео)
"ANTI[GONE]". Как победить историю (Фото и видео)
13 июня в Музее-мастерской Заира Азгура в Минске в рамках проектного театра Центра "Арт Корпорейшн" состоялась премьера спектакля "ANTI[GONE]" режиссера Александра Марченко.
Как научить беларусов решать свои проблемы и предлагать инновации для человечества
Как научить беларусов решать свои проблемы и предлагать инновации для человечества
Государственная система образования перестала быть монополистом: людям уже нужно больше, чем корочка об окончании вуза.
Гражданское общество Беларуси: актуальное состояние и условия развития
Гражданское общество Беларуси: актуальное состояние и условия развития
Центр европейской трансформации подготовил аналитический обзор актуального состояния и условий деятельности организованного гражданского общества Беларуси.
Жарсці вакол Асмалоўкі: Не хочацца, каб Мінск згубіў яшчэ адно месца, па якія мы едзем у Вільню
Жарсці вакол Асмалоўкі: Не хочацца, каб Мінск згубіў яшчэ адно месца, па якія мы едзем у Вільню
Жарсці вакол лёсу сталічнай Асмалоўкі выклікаюць хвалю не толькі пратэстаў, але і крэатыву адносна развіцця квартала. Нечакана для ўсіх гэты раён стаўся месцам нараджэння грамадзянскай супольнасці.
Ветру хопіць усім. Энергетычная (р)эвалюцыя пачнецца з Наваградчыны (ФОТА)
Ветру хопіць усім. Энергетычная (р)эвалюцыя пачнецца з Наваградчыны (ФОТА)
Дакладней, ужо пачалася. 15 чэрвеня, у Міжнародны дзень ветру, таварыства “Зялёная сетка” арганізавала прэс-тур у Навагрудскі раён, дзе мы ўбачылі, як актыўна развіваецца ветраэнергетыка ў рэгіёне.
Возможности внедрения в регионах Беларуси механизмов обеспечения прав людей с инвалидностью
Возможности внедрения в регионах Беларуси механизмов обеспечения прав людей с инвалидностью
Центр европейской трансформации подготовил отчет по результатам исследования возможностей внедрения в регионах Беларуси механизмов для обеспечения реализации прав людей с инвалидностью.
Антычны тэатр.doc (Відэа)
Антычны тэатр.doc (Відэа)
Скульптуры правадыроў — як дэкарацыі для антычнай трагедыі. Спектакль "Антыгона" рэжысёра Аляксандра Марчанкі паказалі ў музеі Азгура.
"Повестка 50": от антисолидарности к взаимодействию

Что мешает формировать локальные повестки по реализации прав людей с инвалидностью в беларусских городах: недостаток ресурсов или традиционализм и "антисолидарность" местных сообществ?

Взгляд беларусских правозащитников на правозащитную деятельность и вопросы сотрудничества

Представляем отчет по результатам исследования сектора правозащитных организаций и инициатив Беларуси.

Беларусь на последнем месте по количеству НПО в странах Восточного партнерства

В сравнении с другими странами региона Восточного партнерства, в Беларуси насчитывается наименьшее число общественных организаций как в абсолютных цифрах, так и в пересчете на 100 тыс. населения.

Об оргдеятельностой игре по разработке интерфейсов коммуникации в инновационных процессах

В мае 2017 года Летучим университетом была проведена организационно-деятельностная игра с целью нахождения стратегии устойчивой коммуникации между субъектами инновационной деятельности в Беларуси.