BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Владимир Мацкевич: Потеря "Белсата" — сдача позиций, критика телеканала в такой момент — неуместна

19.12.2016
Владимир Мацкевич: Потеря "Белсата" — сдача позиций, критика телеканала в такой момент — неуместна
В ситуации вокруг телеканала философ Владимир Мацкевич видит "кучу несуразности и нелогичности — как со стороны тех, кто предлагает "Белсат" закрыть, так и тех, кто его сегодня в Беларуси критикует".

Конфликт в Польше по поводу финансирования и вещания телеканала "Белсат" вполне ожидаемо не объединил беларусов, а вызвал ожесточенные споры по поводу нужности-ненужности беларусского телевещания из Варшавы. С одной стороны, в соцсетях развернулась кампания под хэштегом #белсатжыві, действия польского МИД расцениваются как предательство идеалов демократии; с другой — такой волны критики в Байнете деятельность команды под руководством Агнешки Ромашевской-Гузы не испытывала с дня основания телеканала. О ситуации вокруг "Белсата" Служба информации "ЕвроБеларуси" побеседовала с философом и методологом Владимиром Мацкевичем:

— Да, проблемы у "Белсата" были давно — и с охватом аудитории, и с качеством многих передач, но почему-то про это не очень много говорили. Теперь возник повод, решается судьба проекта — и все сразу же вспомнили свои претензии к телеканалу. Но, на мой взгляд, лучше, порядочнее выдвигать претензии и критику тогда, когда можно повлиять на критикуемые факторы, когда возможно изменить их к лучшему. Когда же поставлен вопрос "быть или не быть" — здесь все принципиально меняется.

Каким бы ни был "Белсат", сегодня он является единственным беларусским телеканалом. Да, который делается не совсем по беларусским лекалам и в Польше, который во многом заимствует традиции и стилистику польского телевидения, и это, может быть, не совсем отвечает запросам беларусской аудитории, но, тем не менее, это единственный беларусский телевизионный канал, дающий независимую информацию. Если она никому не нужна, то давайте так прямо и говорить: нам не нужно никакого другого телевидения, мы сами все знаем, мы сами все понимаем, может быть, будем смотреть БТ, может, не будем, а воспользуемся какими-то другими источниками информации. Если это так — то так. Сейчас же все происходящее напоминает обычные беларусские дрязги, за которыми в сети уже прочно закрепилось название "бульбосрач".

Еще один аспект этого вопроса связан с журналистской солидарностью, с солидарностью в гражданском обществе вообще. В 1990-х годах в Беларуси было пусть не так уж много, но гораздо больше, чем сейчас, независимых газет, изданий, отдельных передач, которые пытались несоответствовать генеральной линии режима. Потом одно за одним все это стало закрываться. И закрытие этих изданий, передач, целых радиостанций сопровождалось примерно такой же критикой: мол, у них маленькая аудитория, все это непрофессионально, тенденциозно — и дальше в том же духе. В результате исчезли "БДГ", "Имя", "Свабода", "Авторадио", уже ближе к текущему моменту — "Беларусы и рынок"... Да, действительно, они охватывали не очень большую аудиторию, но при этом лишали монополии госСМИ. И все это могло бы существовать и сейчас, если бы мы были солидарны и вставали на защиту этих изданий всем несогласным с режимом миром.

Сейчас, правда, "Белсат" закрывается не столько беларусским режимом, сколько европейцами, и не по идеологическим причинам, а, скорее, по коммерческим, по финансовым. Дескать, сколько можно содержать СМИ на деньги европейских налогоплательщиков, если это не приносит ощутимого эффекта.

И третий аспект, который тоже нельзя не упомянуть в этой ситуации. Напомню, мы живем во время информационной войны, информационного давления, которое развернула Россия не только в русскоязычном пространстве, но и на языковом пространстве европейских народов. Вот теперь этот вопрос уже обсуждается в Европарламенте, в ОБСЕ и других евроструктурах. И вместо того, чтобы предпринимать какие-то действенные меры по предотвращению этой пропагандистской российской волны, начинают имеющиеся возможности сокращать. Сокращение финансирования "Белсата" или переход его на русский язык, как это было объявлено — это что, адекватный и соразмерный ответ на российскую пропаганду? Ну, право, смешно. Здесь куча несуразностей, куча нелогичностей — как со стороны тех, кто предлагает "Белсат" закрыть, так и со стороны тех, кто его сегодня в Беларуси критикует.

— Но как можно повлиять на решение тех, кто намерен закрыть "Белсат"? Хэштэги беларусской аудитории дойдут до адресатов в польском МИД?

— Это не так уж и важно, на самом деле, учитывая практику последнего времени, что касается медиа- и иных проектов или программ, реализуемых ЕС и США на постсоветском пространстве. Я не уверен, что они вообще учитывают обратную связь из этих стран. И многое выглядит просто придуманными проектами, которые реализуются, независимо от их эффективности, независимо от их полезности на период времени, на который выделен бюджет.

Доноры руководствуются какими то собственными мотивами и соображениями на основании не того, как все это воспринимается в Беларуси, в Украине, в Армении etc., а по направлению ветра в кабинетах бюрократических структур, которые выделяют средства на реализацию проектов. Годами реализуются бессмысленные, безрезультативные проекты. Годами ангажированные эксперты расхваливают и подают как успешные те или иные действия, на которые выделены большие средства. Проходит какое-то время, и выясняется, что это все — блеф.

Вот самый характерный из случаев последнего времени — Донецк, регион Донбасса вообще. В Украине это был самый большой реципиент донорской помощи для развития гражданского общества. И к чему привело это развитие гражданского общества? Где оказалось это гражданское общество в тот период, когда нужно было защищать гражданские права, свободы, целостность Украины, в конце концов, противостоять агрессии? В лучшем случае, эти люди просто убежали из Донбасса, понимая, что сопротивляться прямой агрессии, военной силе они не в состоянии.

При этом пиар таких проектов впечатляет, пустышки выглядят очень успешными инициативами. И это неудивительно, ведь пиар обеспечивается из того же бюджета, что и сам проект. И это приносит, помимо ложного представления, и вполне ощутимый и существенный вред, ведь финансово обеспеченные проекты и программы вытесняют многие самостоятельные инициативы, подрывают доверие к тому, что малобюджетные, но при этом творческие инициативы могут быть гораздо более успешными.

Тут, например, уместно вспомнить Европейский гуманитарный университет. В течение нескольких лет доноры, даже зная о негативной реакции студентов, преподавателей, беларусской общественности на их деятельность, совершенно не принимали это в расчет. В результате ЕГУ становился все более и более закрытой корпорацией и все меньше похожим на беларусский университет, а позже — и просто на университет.

Поэтому было бы очень здорово, если бы западные эксперты и доноры уделяли большее внимание обратной связи со стороны тех целевых групп, на которые рассчитаны их действия.

— Как раз накануне оглашения инициативы польского МИД по своеобразному реформированию "Белсата" в Беларуси задерживают авторов российского Regnum, агрессивного авангарда "русского мира". Понятно, что информационные атаки на Беларусь продолжатся, а мы лишаемся одного из элементов обороны...

— Эти информационные ресурсы, агрессивно продвигающие "русский мир" и представители которых были задержаны в Беларуси, конечно, имеют аудиторию еще меньшую, чем "Белсат". Но я вижу, что у каждого из этих ресурсов есть своя стабильная аудитория. Аудитория, которая черпает информацию исключительно из своих источников, т.е. вот люди, которые доверяют только пророссийским каналам или интернет-ресурсам, вот люди, которые ориентируются на информацию, исходящую от того же "Белсата".

Это создает еще большую атомизацию беларусского общественного мнения, т.е. эти группы практически не пересекаются друг с другом в жизни, но я предлагаю посмотреть масштабнее на эти вещи. Рано или поздно, это может привести к взрывному эффекту. Например, когда тот же Regnum может стать вдруг страшно популярным. И тогда — что мы этому противопоставим?

Вот сейчас большинство вопросов обсуждается локально: в отношении троих арестованных, в отношении одного Regnum, который закидывает свои щупальцы во все страны, где существуют русские анклавы. Но это лишь одно из проявлений тотальной информационной консциентальной войны, развернутой режимом Путина. И когда мы обсуждаем какую-то локальную ситуацию, будь-то Regnum, будь-то "Белсат", нужно понимать, что это всего лишь маленькие стычки, маленькие столкновения на большой информационной войне.

И если мы понимаем, что это война, то ее надо выигрывать. Ни одна маленькая битва не поможет выиграть войну. Ее можно выиграть только тогда, когда в нее мы вступаем реально, и вступаем наступательно, если хотите, агрессивно. Без наступательных действий победы не будет. Если мы отказываемся от наступления, от того, чтобы стать сильнее противника, мы тем самым просто сдаемся, пусть и медленно. Медленно защищая один фрагментик обороны, другой. Но при этом обрекаем себя на поражение.

Сейчас мы в такой ситуации: Россия ведет полномасштабную информационную войну, а мы решаем какие-то маленькие локальные проблемки. И плохо при этом решаем.

— То есть имеющиеся ресурсы надо усиливать?

— Да. Финансирование "Белсата" нужно увеличивать, увеличивать охват зрителей, расширять всеми возможными методами аудиторию. Конечно же, при этом нужно менять и редакционную политику, делать ее более точной, приспособленной к запросам и потребностям широкой беларусской аудитории. Не только той аудитории, которая любит смотреть беларусские мультики или познает историю Беларуси из очень хороших исторических передач "Белсата" — но нужно усилить новостную составляющую, разворачивать актуальные дискуссии, экспертно-аналитические обсуждения и т.д. Все это требует более тщательного анализа и изменений — и это нельзя сделать за имеющиеся крохотные средства.

То есть даже сегодня — без планируемых сокращений финансирования — "Белсату" не хватает средств. Не зря же сравнивают объем финансирования "Белсата" и российских телеканалов. И оказывается, что годовой бюджет "Белсата" — это несколько дней вещания российского ресурса. Если мы не сможем конкурировать по качеству материалов, по зрелищности передач, по глубине, то не стоит даже говорить о противостоянии "русскому миру", это просто сдача позиций.

* * *

Беседа происходила до появления интервью министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского сайту Wpolityce.pl. По словам министра, судьба "Белсата" решена: канал в своем нынешнем виде исчезнет, Польша надеется на обещание беларусских властей пустить телеканал TVP Polonia в кабельные сети Беларуси: "Белсат" транслируется в течение 10 лет и его влияние на реальность — скромная. Альтернатива в том, чтобы показывать TVP Polonia для всей территории Беларуси", — сказал Ващиковски.

Новый проект, по словам министра, даст возможность беларусам посмотреть, как живет современная Польша. По мнению Ващиковского, "беларусы будут смотреть на Польшу так, как поляки при коммунизме смотрели на Запад".

Министр заверил, что Агнешка Рымашевска-Гузы уже получила предложение высокого поста в TVP Polonia, обещано, что журналисты "Белсата" смогут продолжить работу на интернет-портале нового телеканала или снимать для него сюжеты.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео