Среда 20 марта 2019 года | 21:22
  • бел / рус
  • eng

Татьяна Водолажская: В Беларуси фактически отсутствует культурная политика

16.09.2015  |  Общество   |  Елена Борель,  ЕвроБеларусь
Татьяна Водолажская: В Беларуси фактически отсутствует культурная политика

Главная проблема для реализации в Беларуси основных принципов Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения - это монополия государства на управление культурой.

На днях был опубликован отчет по результатам исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Мониторинг был выполнен экспертами Научно-исследовательского учреждения "Аналитическая группа ЦЕТ". Тот факт, что Беларусь подписала Конвенцию - важный шаг в гармонизации культурной политики и вовлечении страны в культурное пространство Европы, но самого подписания документа недостаточно для изменений, заявляют авторы исследования.

Но для преобразований в культурной политике требуется политическая воля всех субъектов, вовлеченных или заинтересованных в этом процессе. Кроме того, нужны адекватные знания о состоянии сферы культуры, которые позволят выстраивать "дорожную карту" изменений и следить за ее реализацией.

Напомним, что данная Конвенция обязывает государств-подписантов заботиться о культурном разнообразии, принимать для этого необходимые политические меры. Подписанты должны раз в четыре года представлять доклады в ЮНЕСКО о мерах, принятых для охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения как на их территории, так и на международном уровне.

Беларусь должна была представить свой первый доклад в 2012 году, однако в базе данных ЮНЕСКО такой документ отсутствует. На момент написания отчета аналитиками ЦЕТ наше Министерство культуры готовило доклад для ЮНЕСКО к 2016 году, сообщают эксперты.

О результатах мониторинга реализации нашим государствам упомянутой Конвенции мы побеседовали с одним из авторов исследования - старшим аналитиком Центра европейской трансформации, кандидатом социологических наук Татьяной Водолажской.

- Татьяна, расскажите о ключевых моментах исследования реализации Беларусью Конвенции ЮНЕСКО.

- Во-первых, это первая попытка сделать обзор и оценку состояния сферы культуры в рамках Конвенции. Важным является то, что здесь мы предлагаем методологию оценки реализации Конвенции, которой пока не существует.

До нынешнего времени каждая страна отчитывалась о реализации Конвенции, в основном, через фиксацию тех мероприятий, которые проводились. Мы же понимаем, что недостаточно отслеживать действия. Важно понимать, какие долговременные эффекты эти действия приносят. А методологии такой оценки не существует.

Этой проблемой озабочены и на уровне ЮНЕСКО. Поэтому данный мониторинг - не только оценка беларусской ситуации, но и вклад в общую разработку методологии оценки реализации Конвенции.

Мы предложили пять измерений, по которым были собраны статистические и другие объективные данные, а также были даны экспертные оценки. К сожалению, эксперты из государственных структур по разным причинам не согласились участвовать в мониторинге, поэтому экспертные оценки отражают взгляд независимой, негосударственной сферы.

Важно также отметить, что Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения акцентирует внимание на условиях развития культуры, а именно на том, насколько свободно культурное самовыражение, вовлечены ли в культурный цикл разные субъекты (государство, бизнес и общественный сектор), реализуется ли согласование интересов в культурной политике и так далее.

- Насколько хорошо или, наоборот, плохо в Беларуси исполняется данная Конвенция?

- Конвенция является традиционно мягким механизмом влияния на культурную политику, она задает ориентиры. По итогам нашей оценки можно сказать, что проблемы с реализацией основных принципов Конвенции лежат в плоскости самой организации сферы культуры и культурной политики. В первую очередь, это монополизация государством управления в сфере культуры, определении направлений ее развития, способы финансирования и так далее.

При этом, как отмечали эксперты, в Беларуси фактически отсутствует собственно культурная политика. Есть планирование, есть управление ресурсами, распределение, а политики нет. Кроме того, решающее значение в следовании принципам Конвенции имеют общие условия свободы слова, прав человека и свободы ассоциаций, существующие в стране.

Это не относится узко к сфере культуры, скорее, на нее распространяются общие тенденции, и в результате мы наблюдаем "черные списки", немотивированные отказы в помещениях, неравные условия в культурной деятельности и тому подобное. Разделение на лояльную и нелояльную культуру (а к последней относится фактически вся национально ориентированная культура), становится преградой и для развития самой сферы культуры, и для ее позитивного влияния на развитие общества.

- Какую поддержку от государства получает культура?

- С одной стороны, можно сказать, что полную, в том смысле, что само представление государства о сфере культуры предполагает полный контроль и зависимость. И тогда объемы и формы поддержки полностью зависят от того, чего хочет от этой сферы государство. Исследование показывает, что в целом эта поддержка очень неравномерная и довольно слабая.

С другой стороны, мы видим развитие негосударственного сектора, который живет и развивается, скорее, не благодаря, а вопреки. И, как отмечают эксперты, им поддержки может и не надо, им бы снять преграды... 

В целом вопрос поддержки сферы культуры со стороны государства - это вопрос стратегии развития сферы, выбранной модели. Но этот вопрос пока не выносится на реальное обсуждение.

Другие новости раздела «Общество»

Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Философия — это то, чем я занимаюсь.
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Как-то политолог Павел Усов написал: "Тема выборов уже стала проблемой не политической, а философской. Проблемой мировоззренческой. В спорах сталкиваются не практические, а ценностные системы".
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Проект "Живая Библиотека" представил отчет по результатам пилотного исследования "Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений".
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
30 января 2019 года в Гомеле прошел информационный день программы ЕС "Восточное партнерство".
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Четыре года борьбы за Осмоловку ее жителей и активистов принесли победу: первый послевоенный микрорайон Минска сносить не будут.
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич в своем блоге в Фейсбуке поделился размышлениями, которые озаглавил "О правилах поведения".
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Старшы аналітык Цэнтра еўрапейскай трансфармацыі Аксана Шэлест тлумачыць, "што можа развіць і забіць" грамадзянскую супольнасць Беларусі.
Спор философа с Богом за Беларусь
Спор философа с Богом за Беларусь
"Бороться с Богом мне незачем, а вот поспорить за Беларусь — есть повод", — пишет философ и методолог Владимир Мацкевич.
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
Большинство беларусов считают свою страну самодостаточной — вне зависимости от того, на каком языке говорят. И уверены, что она должна оставаться независимой.
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
17 декабря 2018 года в Минске Летучий университет и Галерея TUT.BY провели публичную встречу с легендарным польским диссидентом, общественным деятелем и журналистом Адамом Михником.
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 12, 2018.
Ці ёсць жыццё пасля стартапу, альбо Што агульнага паміж культурай і мопсам?
Ці ёсць жыццё пасля стартапу, альбо Што агульнага паміж культурай і мопсам?
Пры цяперашняй модзе на стартапы людзі навучыліся вельмі добра прэзентаваць сябе і свае праекты, але адказу на пытанне “А што далей?” – няма.
Татьяна Водолажская: Онлайн­ создает совершенно новую образовательную среду
Татьяна Водолажская: Онлайн­ создает совершенно новую образовательную среду
Дистанционные программы стремительно набирают популярность. Как в таких условиях трансформировать работу университетов, чтобы сохранить их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг?
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 11, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 11, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 11, 2018.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 10, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 10, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 10, 2018.
Жыццё, якое яно ёсць. За што любяць і ненавідзяць “Ганцавіцкі час”
Жыццё, якое яно ёсць. За што любяць і ненавідзяць “Ганцавіцкі час”
Калі не заўважаць праблем і нарываў, то ўсё згніе і загіне.
Минимум политики, денег и влияния. Как живет гражданское общество Беларуси
Минимум политики, денег и влияния. Как живет гражданское общество Беларуси
В Беларуси действуют три тысячи инициатив и организаций гражданского общества. Действуют часто без формальной регистрации, денег и возможности влиять на принятие решений на уровне государства.
Гражданское общество Беларуси: актуальное состояние и условия развития (2015-2017)
Гражданское общество Беларуси: актуальное состояние и условия развития (2015-2017)
Представляем вашему вниманию отчет по результатам комплексного исследования гражданского общества Беларуси за период 2015-2017 годов.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 9, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 9, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 9, 2018.
Местная повестка в Воложине: миссия выполнима

«Специфика разная, приоритет один». В Воложине подписали локальную стратегию реализации Конвенции ООН по правам людей с инвалидностью.

Doing Crypto Index: первый проект FlyUni Labs

Представляем вашему вниманию Doing Crypto Index — первый проект лаборатории Летучего университета FlyUni Labs.

Донорская помощь гражданскому обществу Беларуси — под колпаком у государства

Государство перехватывает донорские потоки у независимых организаций и инициатив, имеющих демократическую повестку.

Я говорю, ты говоришь, он/она говорит. Мы говорим? Мы — народ!

Сейчас над страной нависла реальная угроза утраты независимости. Если мы ничего не сделаем и это произойдет, у нас на целый исторический период не будет возможности самим что-то решать в своей стране.