Пятница 6 декабря 2019 года | 22:29
  • бел / рус
  • eng

Дмитрий Майборода: Смерть философии - это конец института, а не деятельности

25.09.2014  |  Общество   |  Елена Борель, ЕвроБеларусь,  
Дмитрий Майборода: Смерть философии - это конец института, а не деятельности Фото Службы информации "ЕвроБеларуси"

Каковы знамения смерти философии? Сколько живых мыслителей еще ходит по Земле? И что вырастет на месте умирающей науки?

Открытая лекция философа Дмитрия Майбороды "Смерть философии: судьба философствования в современной культуре" состоялась на днях в Минске. Она стала третьей по счету из цикла лекций под общим названием "Главный вопрос", проводимого Летучим университетом в преддверии нового учебного сезона.

Путь Святого Иакова

- Эта тема обсуждается в течении всего XX века, а активные попытки говорить о смерти философии, ее конце, начались с XIX века. Тема довольно старая. Почему мне показалось интересным вернутся к ней сейчас? В девяностых и "нулевых" годах тема существенно поменяла свое звучание.

Это также, в частности, связано и с путешествием, которое я предпринял с моей супругой: мы прошли древний паломнический путь от границы Франции до Сантьяго-де-Компостела, которое считается местом захоронения апостола Иакова (этот путь, наряду с путями в Иерусалим к Гробу Господню и в Рим к гробнице апостола Петра, считался главным паломническим путем средневековой Европы. - ЕвроБеларусь).

Главное, что заставляет задуматься в этом паломничестве - духовный опыт человека, который проходит этот путь. Это связано с тем, о чем я буду говорить.

Когда мы прошли первый, самый сложный день пути в 20 километров, я думал: "Все, конец!". В конце пути мы вышли к монастырю, и нам дали анкеты, в которых нужно было ответить о цели путешествия. Там значились две - религиозная и духовная. И тогда я задумался о том, что заставляет меня идти в паломничество. Я - православный, и почему я принял православие - тема для другого разговора. Так вот, быть философом означает иметь какое-то собственное отношение к религии.

Большинство паломников - католики, но они все равно ставят галочку в графе "духовное   путешествие". И это очень интересный мотив, который заставил меня задуматься о смерти философии в современной культуре.

Философия и философствование - все-таки, разные вещи. Нужно понимать, что когда я говорю о смерти философии, то говорю о конце определенного института, за которым стоит деятельность. О смерти деятельности я не говорю.

Философы покидают Землю

- Первый аспект - инструментальный. Сокращается финансирование философских исследовательских программ, закрываются бакалавриаты и факультеты в вузах России и Беларуси.

Когда я захожу в "Московский Дом Книги" на Новом Арбате, в разделе философии вижу практически одну эзотерическую литературу и издания каких-то классических философов. Оригинальных практических работ философов там нет.

Второй аспект проблемы - более печальный. В начале "нулевых" начали умирать те, кого можно было назвать великими философами, и то - очень относительно. Смерть философии как смерть философов, на смену которым не приходит новое поколение. Из нынешних известных философов держатся еще Юрген Хабермас, 85 лет (род.18 июня 1929 г.), но его философия, опять же, не является целиком оригинальной, Умберто Эко, 82 года (род. 5 января 1932 г.), который, кстати говоря, себя философом вроде как и не называет, но при этом им является, и несколько других. 

Из более молодых практически никого нет. Да, есть Чалмерс (Дэвид Джон Чалмерс, род. 20 апреля 1966 г.), Джудит Батлер (род. 24 февраля 1956 г.), Славой Жижек (род. 21 марта 1949 г.), но все они постепенно уходят. Только тема сознания Чалмерса еще как-то держится в "топах". Усомниться в том, что я говорю, можно только, сказав, что философы просто очень долго вызревают. Возможно, мы увидим каких-то людей, которые развернутся к семидесяти.

Кроме того, преобразования последних лет XX века привели к тому, что из философии начался отток самых лучших студентов. Очень многие перепрофилировались. Еще можно найти профессоров, которые могут что-то дать студентам, но институт философии уходит в прошлое.

Зачем американцам Маркс

- Я думал, как обозвать эпоху, в которой мы живем... И мое внутреннее чувство такое, что ее нужно называть эпохой, в которой люди занимаются философией, не подозревая об этом. Деятельность без институализированной философии. Когда пьяный человек начинает о чем-то болтать, мы говорим, что он "философствует". Но он при этом не философ. Как писатели и пишущие, так философы и философствующие.

Философия была сильно переоценена последние два или три столетия. Кто самый главный из всех философов? Безусловно, это Маркс. По влиянию на общественно-политическую жизнь. После Маркса многие страны до сих пор пытаются построить коммунизм. Философская программа привела к широкомасштабным мировым изменениям.

Я держал в руках издание немецкой философской энциклопедии, меня заинтересовало, кто же там есть из русских философов. Оказалось, только один человек. Ленин. Это говорит о значении философии в модернах и даже в постмодернах общества.

В последние несколько веков философия была чрезвычайно важна - это было не только и не столько рассуждения. Марксизм считал, что философия - это просто оружие. И если сейчас в университетах мы изучаем философию - это результат того, что ее считали оружием. Это оружие проходили на Востоке и на Западе. Потому что, например, американец был должен знать идеологическое оружие противника.

Основной вопрос философии сейчас "Что такое философия? ". Это очень нетипично для других наук. Она потеряла свою функциональность. Это тоже одно из знамений кризиса.  

Философия, конечно же, поменяет свою форму. Ее не будет как института, но она будет продолжать существовать в образе философствования. 

Видеозапись открытой лекции:

Другие новости раздела «Общество»

Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения (2019)
Представляем отчет по результатам второго комплексного исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Улад Вялічка: Я з цеплынёй і павагай узгадваю 10 год у "ЕўраБеларусі". Гэта было варта і годна!
Ад учорашняга дня Улад Вялічка сыйшоў з пасады генеральнага дырэктара Міжнароднага кансорцыума "ЕўраБеларусь", але шэрагаў сябраў арганізацыі ён не пакідае.
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Мацкевич: В Беларуси есть подготовка кадров, воспитание и обучение, но образования как такового нет
Образование в Беларуси не меняется, потому что государство заинтересовано в дешевой и в меру грамотной рабочей силе.
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
Владимир Мацкевич: Ежедневный плебисцит беларусской нации должен продолжаться и развиваться
11 марта 1882 года в Сорбонне Эрнест Ренан прочел свою знаменитую лекцию "Что такое нация".
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Владимир Мацкевич: Нация — множество всех людей с одинаковым государственным паспортом
Я знаю, что такое национальная валюта, но не знаю, что такое национальный характер.
Культурная политика как фактор развития (Фото)
Культурная политика как фактор развития (Фото)
В Беларуси есть цензура и не соблюдаются авторские права, а Кодекс о культуре направлен прежде всего на ее контроль, а не на развитие.
Татьяна Водолажская: Беларусам не свойственно рефлексировать свои эмоции и рассказывать о них
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Методолог Мацкевич: "Чернобыльский шлях" нужно сохранить, отвязавшись от протестов (Видео)
Три десятка лет истории проведения "Чернобыльского шляха", приуроченного к годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, делают его культурным достоянием Беларуси.
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Владимир Мацкевич: Я — философ и методолог
Философия — это то, чем я занимаюсь.
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Пять самых актуальных задач, которые стоят перед беларусским обществом и нацией
Как-то политолог Павел Усов написал: "Тема выборов уже стала проблемой не политической, а философской. Проблемой мировоззренческой. В спорах сталкиваются не практические, а ценностные системы".
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений
Проект "Живая Библиотека" представил отчет по результатам пилотного исследования "Доступность публичных пространств и мероприятий в Минске: оценка состояния и перспективы изменений".
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
Оксана Шелест: Еще рано говорить о партнерских отношениях структур гражданского общества и власти
30 января 2019 года в Гомеле прошел информационный день программы ЕС "Восточное партнерство".
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Ребята с нашего двора. Как Осмоловка избежала сноса и станет ли она образцом городского активизма
Четыре года борьбы за Осмоловку ее жителей и активистов принесли победу: первый послевоенный микрорайон Минска сносить не будут.
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Владимир Мацкевич: У каждого есть возможность внести свою лепту в общее дело
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич в своем блоге в Фейсбуке поделился размышлениями, которые озаглавил "О правилах поведения".
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Ці выратуе дэпалітызацыя і дыялог з уладамі грамадзянскую супольнасць Беларусі? (Фота)
Старшы аналітык Цэнтра еўрапейскай трансфармацыі Аксана Шэлест тлумачыць, "што можа развіць і забіць" грамадзянскую супольнасць Беларусі.
Спор философа с Богом за Беларусь
Спор философа с Богом за Беларусь
"Бороться с Богом мне незачем, а вот поспорить за Беларусь — есть повод", — пишет философ и методолог Владимир Мацкевич.
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны
Большинство беларусов считают свою страну самодостаточной — вне зависимости от того, на каком языке говорят. И уверены, что она должна оставаться независимой.
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
Публичная встреча с Адамом Михником "[Не]своя страна" (Видео)
17 декабря 2018 года в Минске Летучий университет и Галерея TUT.BY провели публичную встречу с легендарным польским диссидентом, общественным деятелем и журналистом Адамом Михником.
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)
Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Электронный бюллетень Центра правовой трансформации "LawtrendMonitor", # 12, 2018
Центр правовой трансформации (Lawtrend) представляет выпуск Электронного бюллетеня LawtrendMonitor, # 12, 2018.
Сакрэт поспеху “Бараньскіх Арабесак”

Як маленькае швачнае прадпрыемства на Аршаншчыне вырасла ў сучасную вытворчасць з якаснай прадукацыяй і стварыла сістэму працаўладкавання моладзі з інваліднасцю.

Оксана Шелест: В Беларуси начали появляться новые общественные инициативы (Видео)

В ситуации угрозы для независимости Беларуси они не опираются на традиционные институты гражданского общества и политической оппозиции, а также не ищут и не рассчитывают на какую-либо поддержку извне.

Улад Вялічка — пра ўдзел Беларусі ва Усходнім партнёрстве: трэба больш жадаць і намагацца большага

10 год удзелу Беларусі ва Усходнім партнёрстве. Што гэта дало нашай краіне? Як складваліся адносіны з ЕС? Якімі магчымасцямі Беларусь да гэтага часу не скарысталася? Чаго чакаць надалей?

Владимир Мацкевич: "Свежий ветер" дул 100 дней. Что дальше?

Теперь у нас есть 270 дней, которые надо прожить не зря, чтобы жила Беларусь, свободная, независимая, развивающаяся и процветающая.