BE RU EN
rss facebook twitter

Татьяна Водолажская: Решение многих вопросов мы перестанем доверять государству

04.08.2020 CityDog.by
Татьяна Водолажская: Решение многих вопросов мы перестанем доверять государству
High Tech Belarus
Как отразится на беларусском обществе «встряска» от COVID-19?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Думаць Беларусь»!

К Татьяне Водолажской CityDog.by обратился не случайно. Она — социолог и программный координатор Летучего университета, который уже несколько месяцев проводит исследование, какие изменения в обществе произошли под воздействием новых технологий, цифровой экономики и инноваций.

Исследование про технологии, а при чем тут пандемия?

«В рамках исследования мы пытаемся «нащупать» новые линии, которые позволяют описать беларусское общество, — рассказывает Татьяна Водолажская, — понять, какие появляются новые слои, как меняется образ жизни под воздействием тех инноваций, которые были.

Мы провели 15 интервью с разными экспертами и представителями отдельных групп: бизнес, IT, маркетинг и пр. И на их основе провели уже шесть фокус-групп по разным темам, где затрагиваются проблемы определенного рода: изменения в сфере труда, изменения в организации времени и т.д.

Одна из последних фокус-групп, которую мы провели 27 июля, касалась пандемии: изначально мы не планировали затрагивать такую тему. Но в каком-то смысле эта ситуация тоже обострила некоторые вопросы и задала в том числе определенные неравенства: например, не все люди могут иметь доступ к тем технологиям, которые позволяют справляться с ситуацией.

Нам было интересно понять, как изменился образ жизни, а главное — какой эффект может оставить после себя пандемия. И здесь речь идет не о самом переживании, а о том, что, возможно, будет иметь значение в дальнейшей социальной жизни».

Работа уйдет в онлайн, а семья и друзья станут ценнее

По словам Татьяны Водолажской, за время пандемии и, скажем так, в «аварийном режиме» мы смогли освоить те технологии, которыми до этого владели не в совершенстве: от дистанционного образования до изменений в сфере труда. Конечно, многое в нашей жизни вернется в обычное русло, но тот новый опыт, который оказался наиболее эффективным, внесет изменения в первую очередь в наши рабочие процессы.

«Коммуникация рабочего порядка (особенно международные встречи, большие конференции) во многом оказалась эффективнее и дешевле онлайн, чем то, как это происходило раньше», — говорит социолог:

«Но, в то же время, продолжает специалистка, многие из нас в условиях пандемии смогли переосмыслить круг своих контактов в принципе. Мы живем и не особо задумываемся, что для нас важно, а что нет, кого мы считаем близким человеком, а кого — просто знакомым. В обычной жизни наши ежедневные отношения не сильно рефлексируются.

В наших интервью многие говорили о том, что, например, невозможность встреч с родственниками, близкими показала серьезную зависимость и заставила отчасти переосмыслить свою жизнь.

Поэтому можно предполагать, что в дальнейшем как раз деловые контакты и рабочее взаимодействие больше перейдут в онлайн — они там более эффективны. Но в нашей оффлайновой жизни, возможно, появится больше места для дружеских, семейных контактов.

И есть вероятность, что как раз последние, скажем так, поднимутся в цене: мы станем уделять им больше внимания и, может быть, выделять отдельное место и значение».

Многие вопросы мы будем решать сами, не будем доверять их решение государству

«Еще один важный эффект в общественной жизни, который дал экстренный режим, — возможность оценки доверия или недоверия государству, которое может или не может (в нашем случае, оказалось, скорее не может) обеспечить людям безопасность», — отмечает Татьяна Водолажская:

«А с другой стороны, то, что происходило, дало куда больше общественного доверия: к самоорганизации, к людям вокруг. Многие из нас вовлеклись в то, в чем раньше не участвовали: волонтерство, взаимопомощь и другие локальные и более широкие инициативы.

Несмотря на болезнь, беларусское общество получило очень хороший опыт в этом плане: люди не рассчитывали на то, что кто-то может решить тот или иной вопрос, а делали это самостоятельно. Думаю, у нас есть шанс, что эти практики будут распространяться и дальше».

Станем больше обращать внимания на профессии, которые легко могут «перетекать» в онлайн-жизнь

Некоторые из нас в условиях пандемии осознали, что оказались зависимыми от бизнеса, которым занимаются, или производственных процессов. Грубо говоря, одну работу можно легко перевести на удаленку, а другую — нет, что делает человека заложником ситуации.

«Люди также могут стать «заложниками», работая в менее поворотливых — чаще государственных — структурах, где невозможна быстрая перестройка на другой режим работы: школы, университеты и пр.», — говорит социолог:

«В каком-то смысле это делит общество на тех, кто может себе позволить отреагировать и обезопасить себя, и на тех, кто не может этого сделать из-за сложившихся обстоятельств. Думаю, постепенно это приведет к тому, что люди будут стараться «перетекать» в сферы более инновационные, более гибкие, более безопасные».

Как помогать людям с ограничениями — и не заразить(-ся)?

«В общественном сознании некоторые вопросы и проблемы стали ощущаться острее. Например, дилемма между социальной ответственностью и свободой: что мы должны позволять или не позволять себе и что важнее — безопасность окружающих или собственная свобода.

Или еще один интересный эффект: обычно мы связываем заботу о своих близких и родных с присутствием. Чтобы помогать людям старшего возраста или человеку с инвалидностью, мы живем вместе с ними, контактируем каждый день.

А тут все перевернулось: их безопасность возможна, только если люди не будут встречаться и контактировать. Теперь близость и забота оказались в других отношениях между собой, чем раньше.

Однако какими механизмами или возможностями можно обеспечить эту самую заботу, но на отдалении? Как включить людей, у которых есть сложности с коммуникацией, в близкие человеческие отношения в условиях, когда это не очень безопасно?

Такого рода вопросы сейчас обсуждаются, и они, думаю, будут двигать наше развитие в смысле общественных представлений норм, культуры. Конечно, после пандемии они уже не будут настолько острыми, но мы ведь знаем, что история с вирусом может повторяться в будущем.

И если мы хотим быть максимально защищенными, то нужно искать решения, в которых будет возможным проявлять заботу на расстоянии.

Более того, на фоне пандемии обнаружились новые грани неравенства, связанные с доступом к онлайн-технологиям. И здесь есть разные аспекты: начиная от компетенций (люди не знают, не умеют быстро что-то осваивать, потому что в их детстве не было таких технологий, например) до инфраструктуры.

Скажем, в отдаленных районах города могут быть ограничения в области связи или доставки. То есть люди сами все умеют, могут и хотят, но инфраструктурно они выпадают из сферы безопасности и вынуждены искать дополнительные возможности, вынуждены ездить в магазины, а не заказывать продукты».

Магазины, кафе могут стать площадками для личных контактов

В ответ на вопрос, изменятся ли нормы поведения в общественных местах после пандемии, Татьяна Водолажская отметила, что многое здесь будет зависеть от самих публичных площадок: магазинов, заведений и т.д.:

«Человек забывчивое существо, и в этом смысле лишь ответственные действия со стороны самих же общественных мест могут привнести какие-либо изменения. Но пока об этом сложно говорить: все только выходят из этого состояния. Однако, думаю, многие публичные площадки, которые раньше пользовались популярностью, после возвращения к жизни будут использоваться скорее для личной коммуникации: как я уже сказала, рабочее больше уйдет онлайн, а личное — в оффлайн.

И вот что еще интересно: беларусы открыли для себя не только важность отношений с близкими, но и новые городские пространства и места, куда можно поехать, где можно что-то посмотреть или отдохнуть. И, мне кажется, в этом смысле мы получили позитивный эффект: узнали, что есть рядом с нами и как это может быть использовано».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Думаць Беларусь»: http://t.me/methodology_by!

В «СХОДе» прокомментировали предъявленное Владимиру Мацкевичу обвинение
Policy & Politics
В «СХОДе» прокомментировали предъявленное Владимиру Мацкевичу обвинение
15.04.2022 «Зеркало»

Беларусского философа и методолога Владимира Мацкевича обвиняют по трем статьям Уголовного кодекса, в том числе в создании «экстремистского формирования».

Беларускі рэжым у пастцы: паміж Расіяй і ўласным грамадствам (Відэа і аўдыё)
Policy & Politics
Беларускі рэжым у пастцы: паміж Расіяй і ўласным грамадствам (Відэа і аўдыё)
17.04.2022 «Еўрарадыё»

Чаму беларусі рэжым не спыняецца ў сваёй гульні ў пошук «экстрэмістаў»? Да якой ступені можна «закручваць гайкі» і ці варта разлічваць на хуткае «пацяпленне»?

Владимир Мацкевич: Три тезиса о предстоящем референдуме
Policy & Politics
Владимир Мацкевич: Три тезиса о предстоящем референдуме
07.09.2021 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Тезисы были публично озвучены Владимиром Мацкевичам 2 августа 2021 года, за два дня до его ареста.

«Барометр рэвалюцыі» # 46: Першы этап беларускай рэвалюцыі скончаны: яго вынікі (Відэа)
Policy & Politics
«Барометр рэвалюцыі» # 46: Першы этап беларускай рэвалюцыі скончаны: яго вынікі (Відэа)
09.07.2021 «Барометр рэвалюцыі»

Беларуская рэвалюцыя працягваецца, але можна канстатаваць, што першы яе актыўны этап скончаны. Якія яго вынікі і спадчына?

«Барометр революции» # 45: Беларусские контрсанкции — «назло маме отморожу уши» (Видео)
Policy & Politics
«Барометр революции» # 45: Беларусские контрсанкции — «назло маме отморожу уши» (Видео)
01.07.2021 «Барометр революции»

Кому больше вреда от приостановки участия Беларуси в Восточном партнерстве и выхода из договора о реадмиссии — самой Беларуси или Евросоюзу?

Видео
Андрэй Вітушка — аб беларускай медыцыне

Аналітычны праект «Чацвёртая Рэспубліка» — гэта спроба пошуку падстаў і магчымых варыянтаў будучыні Беларусі, разгляд пытанняў пераходу ад існуючай у цяперашні час у краіне палітыка-эканамічнай мадэлі да варыянту сучаснай дэмакратычнай дзяржавы.