Вторник 26 мая 2020 года | 09:21
  • бел / рус
  • eng

Владимир Мацкевич: Об ответственности

24.04.2020  |  Политика   |  Владимир Мацкевич, философ и методолог,  
Владимир Мацкевич: Об ответственности

Продолжение, или логическое и объектно-онтологическое отступление.

Начало читайте здесь.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думаць Беларусь"!

Воспользовавшись дискуссией как поводом, я рассмотрел ответственность власти и оппозиции. Кто отвечает, кто не отвечает, не может или не хочет отвечать.

Можно считать, что все три части этого текста — про полную безответственность в стране, но это не так. Страна состоит не только из власти и оппозиции.

В нашей IT-стране вызревают хлеба, коровы дают молоко, поезда ходят по расписанию и улицы Минска чисты и ухожены. Это все потому, что кто-то за это все отвечает.

Беларусы, в целом, ответственный народ. У нас есть ответственный бизнес. Речь вовсе не о модном КСО, а об ответственных предпринимателях и просто хозяевах собственного дела во всех сферах хозяйства. На них все хозяйство страны и держится. На хозяевах и исполнителях.

Да, беларусы — ответственные исполнители и хорошо делают то, что им поручено. Поэтому страна хоть и не процветает, но живет. Я далек от того, чтобы считать, что такой исполнительской ответственности достаточно. Хороший исполнитель не всегда задумывается о разумности поручения. Часто ответственные исполнители выполняют даже преступные поручения.

Но если исполнитель выполняет преступное поручение, можно ли считать его ответственным? Отвечает ли он за последствия исполнения такого поручения, ЧЕМ, ЗА что и ПЕРЕД кем он в таких случаях отвечает?

Нужно разбираться с таким явлением, как ответственность, дальше и называть все своими именами.

Мы уже назвали нашу власть диктаторской, авторитарной и волюнтаристской. Это правильное название, но все ли этим объясняется! Далеко не все. Что означает, что диктатура волюнтаристская? Можно предположить, что она руководствуется исключительно своей волей, не неся никакой ответственности за свои действия по принципу: "Что хочу, то и ворочу". Такой взгляд достаточно популярен. Но этот взгляд возникает из проекции на власть распространенных предрассудков. А эти предрассудки мало того, что не соответствуют положению дел, так еще и ухудшают это положение.

Прагматика ответственности описывается несколькими модальными глаголами:

  • Я должен. Я за это отвечаю.
  • Я обязан. Я за это отвечаю.
  • От меня зависит. Поэтому я за это отвечаю.
  • Никто, кроме меня не может. Поэтому я за это отвечаю.

Распространенный же в современном дискурсе предрассудок звучит так: "Я никому ничего не должен!"

В случае психологической деформации личности этот предрассудок сопровождается негласным принципом: "Мне все должны".

Последовательный же человек, принимая принцип "никому ничего не должен", может менять подлежащее в этом предложении и проецирует сам принцип на весь мир: "Я никому ничего не должен, ты ничего никому не должен, они никому ничего не должны". Я не должен им, они не должны мне. Я делаю все, что хочу, и не стану им мешать делать все, чего они хотят.

Таким образом, волюнтаризм власти становится возможным только как продолжение волюнтаристских предрассудков, распространенных в обществе.

Но общество существует в силу связей и отношений между людьми, обязательств и ожиданий людей друг перед другом и друг от друга. Мы все зачем-то нужны друг другу и зависим друг от друга.

И когда же лучше всего поговорить и поразмыслить над этими нуждами и зависимостями, как не во время эпидемии и самоизоляции!

Полная самоизоляция в цивилизованном мире — недостижимая вещь. Она так же недостижима, как и реализация принципа "никто никому ничего не должен". Это иллюзии.

Главная иллюзия сознания заключается в том, что "Я" считается источником всех своих чувств, желаний, идей. Мы пребываем в иллюзии, что совершаем поступки и действуем потому, что сами так придумали, решили, захотели. А общество — это всего лишь среда для проявления себя.

Мысль о том, что большая часть наших чувств и желаний навязываются нам обществом, в котором мы живем, глубоко противна индивидуалистическому сознанию. А между тем, наши чувства, делания и волевые проявления имеют культурное происхождение, даже те, которые кажутся совершенно интимными, эндогенными. Даже наши инстинкты, заложенные в генетической программе, т.е. действительно эндогенные, проявляются в окультуренной форме.

В американской социологии (кажется, с подачи Рут Бенедикт) существуют понятия shame-culture (культура стыда) и guilt-culture (культура вины). Этими понятиями описываются две из возможных форм общественного контроля индивидуального поведения. Индивид, не выполняющий общепринятые культурные требования, не соответствующий общественным ожиданиям, должен испытывать либо мучится угрызениями совести, либо испытывать чувство вины. Совесть и чувство вины — это то, что в нас, это наша собственность. Мы даже можем не показывать это другим, и пребываем в иллюзии, что никто, кроме нас, об этом не узнает. Напрасно. Общество и культура управляют нашим поведением воздействуя на нашу совесть и чувство вины.

Другие (общество) ожидают от нас определенного поведения и редко ошибаются в своих ожидания. Мы действительно ведем себя так, как должно. И вовсе не всегда нам другие говорят, что мы должны. Мы так поступаем по совести, или потому, что не хотим испытывать чувство вины.

Мы должны, потому что не хотим быть виноватыми. Мы обязаны, потому что этого от нас требует наша совесть.

Быть должным и обязанным — значит, принимать на себя ответственность.

И теперь мы снова можем вернуться к анализу ответственности. Ответственность ПЕРЕД кем или чем, ЗА кого или что, отвечаем мы ЧЕМ, что имеем за душой, чтобы ответить.

Хозяин своего дела не испытывает сомнений относительно того, что он должен. Его дело — сфера или зона его ответственности. Эта сфера может быть разной по природе, структуре, объему и содержанию.

Я лесник (или кто-нибудь еще), и это мой лес (поле, фабрика, технология, научная область и т.п.), я за него отвечаю и поэтому должен то-то и это. Никаких проблем. А вот тот лес (поле, фабрика, технология, научная область и т.п.), за рекой, в другой стороне от города? Нет, он не мой, я за него не отвечаю. Это мой дом, это моя улица, это мой город, это моя страна и т.д.

Но есть проблема. А город — он чей? А страна — она чья? А этот бесхозный памятник былого величия — чей? Кто отвечает за общее, общую собственность, общие проблемы? Ну или, в пародийной форме: кто шил костюм? Мы! Кто именно, конкретно? Ну, я пуговицы пришивал — к пуговицам претензии есть?

Коллективная ответственность все проблемы усложняет (у семи нянек дитя без глазу) и решения осложняет (лебедь, рак и щука).

А когда речь идет об ответственности оппозиции, это именно коллективная ответственность.

Да и ответственность власти — она тоже коллективная. И никакие уловки списать все ответственность на волюнтаризм одного единственного ЛПР не помогут.

Да и с индивидуальной ответственностью не все просто.

Мы поговорили про ответственность ПЕРЕД, ответственность ЗА и ответственность ЧЕМ. Это все внешние по отношению к "Я", к сознанию, к субъекту аспекты ответственности.

Shame-culture и guilt-culture, т.е. включение в анализ категорий совести и вины, требуют развернуть анализ с внешнего на внутреннее, на того, кто отвечает: ответственность — она ЧЬЯ?

Меня не интересует психоанализ и копания в сознании. Мой анализ не имеет отношения к психологизму, речь идет о логике и содержании понятий и категорий. У ответственности всегда есть субъект, и не важно, это индивид или коллектив, или даже самое большое сообщество — народ. Даже такое воображаемое сообщество, как нация, тоже может быть субъектом ответственности.

А субъект может принимать на себя ответственность и может отказываться от ответственности.

Ошибки, недоразумения и преступления возникают как из-за принятия на себя несоразмерной не релевантной ответственности, так и из-за отказа от ответственности за то, за что больше некому отвечать.

Возможны разные варианты.

Ошибки и пороки отказа от ответственности.

Несколько примеров безответственности:

  • Субъект не берет на себя ответственность за то, что ему поручили. Не важно, кто поручил — начальник, хозяин, коллектив, жена, дети и т.д.
  • Субъект не несет ответственности даже ЗА то, ЗА что никто другой не может отвечать. ЗА свое здоровье и жизнь, например.
  • Субъект не справляется с возложенной на него ответственностью, не имея средств, способностей, ума и т.д.
  • Субъект не понимает своей ответственности. Волею обстоятельств оказывается не в своей сфере ответственности, вне зоны своей компетенции. Так бывает, когда генерала назначают управлять культурой, а учителя — финансами и т.п.
  • Субъект путается в том, ПЕРЕД кем он ответственен. Так депутаты и чиновники отвечают ПЕРЕД своим начальством, а не ПЕРЕД народом и населением. Так учитель отвечает ПЕРЕД министерством, а не ПЕРЕД своими учениками.

Ошибки и пороки принятия ответственности. Неадекватное принятие ответственности на себя — это тоже безответственность:

  • Субъект принимает на себя ответственность ЗА то, ЗА что не может отвечать. Не может, потому что не умеет, не располагает ресурсами и средствами, не разбирается в теме и проблеме или просто это не его сфера ответственности.
  • Субъект принимает на себя ответственность, но не имеет ничего, ЧЕМ бы мог ответить. Это печальный случай.
  • Субъект принимает на себя ответственность ПЕРЕД тем, кто не спрашивает его ответа. ПЕРЕД несуществующим, вымышленным, иллюзорным персонажем. В качестве такого персонажа могут выступать боги и абстрактные сущности, придуманные предки, воображаемые потомки, идеологические фантомы.

Наверное, возможны еще и другие ошибки и пороки, все сразу не охватить. Пока и этого достаточно.

Пора вернуться к конкретному поводу и нашей теме.

Из всего сказанного можно сделать вид, что в стране трудолюбивых беларусов, заботливых хозяев, добросовестных исполнителей царит тотальная безответственность.

Масштабная безответственность за страну, нацию и государство.

Ответственные граждане в стране есть. Их даже большинство, на них вся страна и держится, точнее, на них держатся отдельные сферы экономики, отрасли хозяйства, участки и территории.

Но кто отвечает ЗА всю страну, ЗА судьбу нации, ЗА государство?

Об этом — в продолжении.

Читайте также:

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Присоединяйтесь к общественной кампании "Свежий ветер" — Канстытуцыя.бел!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думаць Беларусь": http://t.me/methodology_by!

Другие новости раздела «Политика»

Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #2 (Видео)
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #2 (Видео)
25 мая беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич провел второй вебинар по теме: "Что нужно знать про политику в Беларуси, России и Украине, чтобы не дать себя обмануть".
Андрей Егоров — The Washington Post: Пророссийские настроения беларусов снизились
Андрей Егоров — The Washington Post: Пророссийские настроения беларусов снизились
Когда Беларусь закупила первую партию американской нефти, это была не просто сделка. Это было послание Москве: один из самых верных союзников России начал проверять свои связи с Западом.
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #1 (Видео)
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #1 (Видео)
21 мая беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич провел первый вебинар по теме: "Что нужно знать про политику в Беларуси, России и Украине, чтобы не дать себя обмануть".
Андрей Егоров: Бабарико пытается ориентироваться на тех, кто верит, что выборы в Беларуси существуют
Андрей Егоров: Бабарико пытается ориентироваться на тех, кто верит, что выборы в Беларуси существуют
На пресс-конференции 20 мая "претендент" на президентский пост Виктор Бабарико заявил, что "значительных" фальсификации на предыдущих президентских "выборах" не было.
Владимир Мацкевич: Бойкота не будет, но стратегия остается прежней
Владимир Мацкевич: Бойкота не будет, но стратегия остается прежней
Проведение эффективной избирательной кампании требует огромных средств. Есть ли они у главных оппонентов Лукашенко? И кто может стать реальным "инвестором" в их кампании?
У Путина остался год на аннексию Беларуси? (Видео и аудио)
У Путина остался год на аннексию Беларуси? (Видео и аудио)
У России всего год, чтобы поставить точку в вопросе аннексии Беларуси или забыть эти планы навсегда. Затишье в "интеграции" Беларуси и России скоро закончится?
Андрей Егоров — Reuters: "Парад в Минске — демонстрация того, что ситуация остается под контролем"
Андрей Егоров — Reuters: "Парад в Минске — демонстрация того, что ситуация остается под контролем"
Тысячи военных в субботу в столице Беларуси прошли парадом, посвященным победе СССР во Второй мировой войне.
Андрей Егоров: "Выборы" в Беларуси — это громадная система манипулирования в национальном масштабе
Андрей Егоров: "Выборы" в Беларуси — это громадная система манипулирования в национальном масштабе
Президентские "выборы" назначены в Беларуси не на конец лета, как ожидалось, а на сезон отпусков — 9 августа.
Андрей Егоров — Al Jazeera: "Лукашенко ведет себя безответственно"
Андрей Егоров — Al Jazeera: "Лукашенко ведет себя безответственно"
Беларусь столкнется с ухудшением экономической ситуации не только из-за пандемии, но и вследствие нефтяного конфликта с Россией.
Андрей Егоров: Лукашенко в первую очередь волнует, как российские СМИ влияют на настроения беларусов
Андрей Егоров: Лукашенко в первую очередь волнует, как российские СМИ влияют на настроения беларусов
В последнее время Александр Лукашенко регулярно высказывает крайнее недовольство тем, как российские СМИ освещают ситуацию с коронавирусом в Беларуси.
Владимир Мацкевич: Государство доведено до недееспособности
Владимир Мацкевич: Государство доведено до недееспособности
Государство пытается повернуть в свою сторону денежные потоки, предназначенные для медиков, и не допустить самоорганизации гражданского общества.
Мацкевич — журналистам: Без СМИ никто не поставит "этого человека" на место
Мацкевич — журналистам: Без СМИ никто не поставит "этого человека" на место
Журналист(-ка) спрашивает: "Кто-нибудь поставит этого человека на место и скажет, что все, что он творит, это преступление?"
Владимир Мацкевич: Я не даю прогнозов, но зато я знаю, какие изменения нужны в Беларуси
Владимир Мацкевич: Я не даю прогнозов, но зато я знаю, какие изменения нужны в Беларуси
Известный беларусский журналист Александр Тамкович выставил в своем блоге в Фейсбуке текст нового интервью с Владимиром Мацкевичем, подготовленного для издания "Свободные новости плюс".
Владимир Мацкевич: О безответственности
Владимир Мацкевич: О безответственности
Продолжение предыдущих рассуждений, и отчасти инструкция.
Андрей Егоров. Системный кризис: Беларусь-2020 (Видео)
Андрей Егоров. Системный кризис: Беларусь-2020 (Видео)
Представляем вашему вниманию видеолекцию политолога Андрея Егорова, посвященную процессам, которые разворачиваются в Беларуси в 2020 году.
Владимир Мацкевич: Об ответственности
Владимир Мацкевич: Об ответственности
Продолжение, или логическое и объектно-онтологическое отступление.
Владимир Мацкевич: Ответственность оппозиции
Владимир Мацкевич: Ответственность оппозиции
Подводя итог политическим событиям 2006 года, в аналитических материалах я писал, что, разгромив оппозицию, власть осталась один на один со всеми проблемами в стране.
Владимир Мацкевич: Будет плохо
Владимир Мацкевич: Будет плохо
Пандемия коронавируса в разгаре. Беда застигла цивилизованный мир врасплох. Что ждет нас после пандемии? Положит ли она конец глобализации? Какие угрозы стоят перед Беларусью?
Владимир Мацкевич: О комфорте, кризисе и ответственности
Владимир Мацкевич: О комфорте, кризисе и ответственности
Мы используем язык, чтобы передать Другому свои чувства, желания, мнения и мысли. Мы нужны друг другу, нуждаемся друг в друге, и язык удовлетворяет эту нужду.
Диалог. Почему падение режима не означает потери государственности Беларуси
Диалог. Почему падение режима не означает потери государственности Беларуси
Помня о смерти, мы заботимся о жизни. Поминая смерть в своих мыслях и словах, мы думаем и говорим о жизни. "Памiраць памiрай, а жыта сей!" — гласит известная всем беларусам пословица.
Беларускія НДА супраць COVID-19

Якія выклікі пандэмія каронавіруса кідае грамадскім арганізацыям і як яны з імі спраўляюцца?

Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #2 (Видео)

25 мая беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич провел второй вебинар по теме: "Что нужно знать про политику в Беларуси, России и Украине, чтобы не дать себя обмануть".

Андрей Егоров — Al Jazeera: "Лукашенко ведет себя безответственно"

Беларусь столкнется с ухудшением экономической ситуации не только из-за пандемии, но и вследствие нефтяного конфликта с Россией.

Владимир Мацкевич: Продолжаем Думать Беларусь!

Пора валить! Знаю — кого и знаю — куда.