Суббота 23 ноября 2024 года | 12:19
  • бел / рус
  • eng

Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась

12.08.2016  |  Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика   |  Алексей Юрич,  ЕвроБеларусь
Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась rus.delfi.ee

Украина не хочет сейчас форсировать конфликт, и, скорее всего, и Киев, и Запад попытаются нейтрализовать нынешнее обострение российско-украинских отношений.

10 августа ФСБ РФ заявила о предотвращении терактов в Крыму, якобы подготовленных украинской разведкой. В российском ведомстве также заявили о гибели двух российских военнослужащих. В ФСБ рассказали, что задержали в Крыму "сотрудника Главного управления разведки Минобороны Украины" Евгения Панова по обвинению в организации терактов.

Официальный Киев отверг все обвинения российской стороны в причастности к "подготовке терактов в Крыму", заявив, что никаких сотрудников украинской разведки в Крыму ФСБ РФ не задерживала.

11 августа президент Украины Петр Порошенко поручил привести в усиленную боевую готовность все подразделения вблизи административной границы с Крымом и по всей линии столкновения на Донбассе. Более того, Порошенко дал указание наладить прямые телефонные переговоры с Путиным.

А вечером по инициативе украинской стороны собрался Совбез ООН для обсуждения ситуации вокруг Крыма.

Что же на самом деле произошло в Крыму? Какие события вызвали столь нервную и воинственную реакцию России? И самое главное – чего ждать от России дальше?

На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» ответил украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

- Не было никакой агентурной сети Вооруженных сил Украины.

В сообщении ФСБ, появившемся 10 августа, содержатся минимум два лживых момента. В сообщении говорилось, что вооруженная диверсионная группа прорвалась через границу под прикрытием огня с украинской территории. А где доказательства? В воскресенье и в украинских, и в российских СМИ было много информации о странной ситуации в Крыму. Закрыли границу, стянули войска к Армянску и Джанкою, но при этом никакой вооруженной боевой активности не наблюдалось. Если бы произошел обстрел российской территории со стороны Украины – об этом гудели все российские СМИ еще в воскресенье. По большому счету, вся эта информация – неправда.

Более того, 10  августа в оппозиционных крымских СМИ появилась информация, со ссылкой на анонимные источники в крымском руководстве, что некая диверсионная группа прошла по Сивашу. Как некогда махновцы  проходили по Сивашу в Крым. События в Крыму – большой прокол российских спецслужб: пограничников, ФСБ, - именно потому и последовала истеричная реакция на события. Никакого прорыва на границе не произошло – вот первая неправда.

ФСБ говорила «о вооруженной диверсионной группе Вооруженных сил Украины». Подтверждений тому нет. Есть только фамилия Евгения Попова, который, как выяснилось, никакого отношения ни к Вооруженным силам Украины, ни к разведке не имеет. Он действительно служил в АТО, но до своего исчезновения проживал в Энергодаре, был там довольно известным человеком – он депутат местного совета. Как он оказался в Крыму, в плену – совершенно непонятно. Его брат обвиняет спецслужбы в похищении.  Существует еще одна версия: его заманили в Крым по делам бизнеса, а там арестовали. Единственный «диверсант», названный российским ФСБ, не имеет никакого отношения к украинским спецслужбам. То есть данная информация - тоже ложь.

- Что же все-таки произошло в Крыму?

- В Украине очень популярна одна версия: искусственная провокация против Украины, чуть ли не подготовка искусственного повода для войны – casus belli. Версия очень популярна. Но если бы Россия искала повод для войны, то военные действия против нас могли бы начать уже в воскресенье. Если бы эти события носили искусственный характер, то сразу же появились бы идеологические обоснования, и начались бы боевые действия. Но реакция последовала только через три дня.

Я склоняюсь к мысли, что могло произойти проникновение на территорию Крыма некой вооруженной группы, в которую наверняка входили представители крымских татар (именно крымские татары имеют в Крыму реальную социальную и политическую сеть, а не агентурную). На административной границе с Крымом как раз находятся группы крымских татар во главе с Зейнуром Ислямовым, который грозился показать крымским властям кузькину мать. Там же присутствуют и сторонники праворадикальных организаций. Возможно, они вместе решили сделать вылазку на территорию Крыма – такой вариант я допускаю. Но это не была санкционированная или тем более поддерживаемая украинскими властями диверсионная операция.

Была ли попытка неких диверсий, трудно сказать. Но если речь идет о крымских татарах, то эту вылазку можно считать актом партизанской войны, а не терроризмом: речь идет о народе, который сейчас подвергается репрессиям. Многие активисты крымско-татарского народа арестованы, сейчас над одним из них в Крыму идет суд, несколько человек погибли при таинственных обстоятельствах. Конечно же, насилие вызывает ответные действия. Среди беженцев, уехавших из Крыма в Украину, есть воинственно настроенные люди, которые хотят воевать. Я не оправдываю их, но констатирую факт. Поэтому я бы назвал такие действия не терроризмом, а партизанскими действиями, которые почти наверняка не санкционировались, ни поддерживались официальными киевскими властями.

- Чего следует ждать сейчас от России?

- Одна из наиболее популярных в Украине версий, которая вызвала бурю эмоций и тревожные ожидания, состоит в том, что события в Крыму могут стать поводом для наступления со стороны России. Тем более, что российская сторона делала весьма эмоциональные заявления. Однако тема российского наступления обсуждается с конца июля – никакого наступления не произошло. Кстати, и сепаратисты с начала июля обсуждают тему подобных действий со стороны Украины.

Думаю, ни о каком наступлении речи не идет. Если бы Россия искала повод для войны, то война уже началась бы. Мы наблюдаем другую логику событий.

Я не исключаю другой сценарий – попытку точечной силовой операции. Возможно, по лагерям крымских татар, праворадикальных организаций Украины, которые расположены в Херсонской области. Но тогда существует риск столкновения российских и украинских военных: все-таки это территория Украины. И только бог знает, чем может закончиться такая цепная реакция.

Существуют и другие варианты: Гардиан предполагает, что следует ждать атаки на ряд инфраструктурных объектов, которые Россия попытается взять под свой контроль; либо нужно готовиться к захвату части Херсонской области, на которой находятся линии электропередач. Но если прокладывать сухопутный коридор к «ДНР», тогда надо захватывать Мариуполь – а это не так просто.

Возникает вопрос: а заинтересован ли Путин в масштабных военных действиях против Украины? Думаю, скорее нет. Последние полтора года, особенно с сентября прошлого года, Путин ведет активную переговорную игру с Западом, в том числе предлагает совместную антитеррористическую коалицию (кстати, очень показательно, что он обвинил Украину в терроризме – играет на очень чувствительной теме для Запада). Если начинаются активные военные действия против Украины – вся игра ломается. А игра направлена на снятие санкций с России, на нахождение прагматичного компромисса с Западом. При новом же конфликте, тем более на территории Украины – кто же снимет санкции? Наоборот, придет новый виток противостояния. О том, что Путин не хочет отказываться от переговорной игры с Западом, говорит тот факт, что 10 августа он обращался не к Украине, он обращался к Западу, который должен воздействовать на Украину.

- Владимир Путин назвал «бессмысленной» встречу в «нормандском формате» по вопросам мирного урегулирования конфликта в Донбассе после сообщений ФСБ о задержании в Крыму «диверсантов»…

- Я думаю, Путин просто воспользовался ситуацией и решил исключить из переговоров Порошенко. Ведь президент Украины не должен был участвовать в саммите «большой двадцатки», но в случае переговоров в «нормандском формате» Порошенко пригласят на саммит. Путину подвернулся хороший повод исключить Порошенко из переговоров, на которых будут обсуждаться темы и Донбасса, и Крыма. Но одно дело – обсуждать проблемы с участием Порошенко, и совсем другое – без украинского президента. Формат «без Порошенко» более выгоден Путину: еще в июле он несколько раз пытался навязывать этот формат – отдельные переговоры с Обамой, отдельные – с Меркель, с Олландом. С учетом всем обстоятельств и заявлений Путина, более вероятно,  что конфликт будет развиваться в политико-дипломатическом русле. Цель: подставить Украину, обвинить ее в терроризме, а задача-максимум – политическая и экономическая изоляция Украины.

Но, мне кажется, вряд ли на Западе поверят в версию про «террористические акты». Судя по вчерашнему заявлению Госдепартамента США (известно, что западные дипломаты в Киеве вчера отменили все встречи и занимались только этой проблемой), Запад будет реагировать сдержанно. Думаю, там не поведутся на версию Путина, тщательно проанализируют ситуацию, получат разъяснения от украинских властей. Скорее всего, на Западе предпримут максимум усилий, чтобы не допустить новой эскалации напряженности, теперь уже на границе с Крымом.

Наиболее вероятно, что дальнейшее развитие конфликта пойдет в политической и дипломатической плоскости. Вчера Порошенко дал указание наладить прямые телефонные переговоры с Путиным - украинские власти попытаются таким образом снять напряжение. Одновременно он дал приказ привести в полную боевую готовность Вооруженные силы Украины: существует риск конфликта и не сделай Порошенко такой шаг, он подвергся бы жесточайшей критике. Украина не хочет сейчас форсировать конфликт, и, скорее всего, и Киев, и Запад попытаются нейтрализовать нынешнюю ситуацию.

Другие новости раздела «Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика»

Владимир Мацкевич: Беларусско-украинские отношения нужно институализировать заново
Владимир Мацкевич: Беларусско-украинские отношения нужно институализировать заново
"Кейс Жадана" продемонстрировал, что у Беларуси фактически нет четкой доктрины — ни внутриполитической, ни внешнеполитической.
Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась
Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась
Украина не хочет сейчас форсировать конфликт, и, скорее всего, и Киев, и Запад попытаются нейтрализовать нынешнее обострение российско-украинских отношений.
Владимир Мацкевич: Россия оказывает комплексное давление на Беларусь по всем направлениям
Владимир Мацкевич: Россия оказывает комплексное давление на Беларусь по всем направлениям
С ухудшением ситуации в российской экономике давление на Беларусь только усилится.
Эксперты: Россия теряет влияние в странах Восточного партнерства
Эксперты: Россия теряет влияние в странах Восточного партнерства
Что произойдет с восточноевропейским регионом в ближайшее десятилетие и какие процессы уже сейчас влияют на возможные перемены?
Андрэй Казакевіч: Беларусь – самая залежная ад Расіі постсавецкая краіна
Андрэй Казакевіч: Беларусь – самая залежная ад Расіі постсавецкая краіна
Для мінімізацыі негатыўных наступстваў і прадухілення ўцягвання ў расійскія канфлікты Беларусі варта захоўваць дыстанцыю ад знешняй палітыкі Расіі.
Сергей Дацюк: Савченко – украинская Жанна д’Арк, способная повести за собой
Сергей Дацюк: Савченко – украинская Жанна д’Арк, способная повести за собой
Общество возлагает на Савченко роль возмутителя спокойствия, который не позволит перейти к олигархическому спокойствию.
Олександр Палий: Для Украины приемлемо исключительно полное выполнение Минских соглашений
Олександр Палий: Для Украины приемлемо исключительно полное выполнение Минских соглашений
Германия хочет наконец-то добиться перемирия на Донбассе. И этому посвящена новая встреча "нормандской четверки".
Владимир Мацкевич: Нагорно-Карабахский конфликт сегодня не выгоден ни Армении, ни Азербайджану
Владимир Мацкевич: Нагорно-Карабахский конфликт сегодня не выгоден ни Армении, ни Азербайджану
Беларусский режим сегодня пытается выстроить имидж нейтральной страны, миротворца, участвуя во всех военных и военно-экономических блоках с Россией.
Владимир Мацкевич: Дестабилизация обстановки несет угрозу режиму Лукашенко, но крайне выгодна России
Владимир Мацкевич: Дестабилизация обстановки несет угрозу режиму Лукашенко, но крайне выгодна России
Россия пытается сохранить свою гегемонию в регионе не только экономическими и политическими средствами, но военной угрозой и постоянно висящей угрозой дестабилизации обстановки в Беларуси и Украине.
Андрей Егоров: Савченко стала серьезным фактором украинской политики
Андрей Егоров: Савченко стала серьезным фактором украинской политики
А Кремль в лице Савченко получил заложника, с которым может вести торг с Украиной и Западом.
Олександр Палий: Наиболее вероятен вариант обмена Надежды Савченко на пленных россиян
Олександр Палий: Наиболее вероятен вариант обмена Надежды Савченко на пленных россиян
Похищением и судилищем над Надеждой Савченко Кремль рассчитывал показать уязвимость украинских солдат, а продемонстрировал их силу и моральное превосходство.
Владимир Мацкевич: Кремль рассматривает Беларусь как свою территорию
Владимир Мацкевич: Кремль рассматривает Беларусь как свою территорию
Если России понадобится оккупировать Беларусь, для этого надо будет отдать приказ беларусской армии, а не вводить в страну дополнительные войска.
Владимир Мацкевич: Аннексия Беларуси могла бы стать "маленькой победоносной войной" для России
Владимир Мацкевич: Аннексия Беларуси могла бы стать "маленькой победоносной войной" для России
Пока мы не избавимся от всего идеологического мусора в отношениях между Беларусью и Россией, мы вынуждены быть осторожными и бдительными.
Владимир Мацкевич: Война в Сирии не мешает РФ поддерживать тлеющий очаг напряженности в Украине
Владимир Мацкевич: Война в Сирии не мешает РФ поддерживать тлеющий очаг напряженности в Украине
Участие в сирийском конфликте можно рассматривать как одну из последних попыток России выступить в качестве игрока планетарного масштаба.
Андрей Егоров: Сегодня нужно пересматривать всю систему международной безопасности заново
Андрей Егоров: Сегодня нужно пересматривать всю систему международной безопасности заново
Вслед за независимыми экспертами, беларусские власти заговорили о необходимости реформирования международных организаций. Почему это необходимо?
Валерий Карбалевич: Принятые Евросоюзом санкции - максимум, на который способен сегодня Запад
Валерий Карбалевич: Принятые Евросоюзом санкции - максимум, на который способен сегодня Запад
Должно случиться нечто чрезвычайное, вроде сбитого малайзийского "Боинга", чтобы Запад пошел на ужесточения санкций против России.
Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси
Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси
Помимо прямого давления, Кремль решил предложить Беларуси и позитивную альтернативу сотрудничеству с западными странами.
Владимир Мацкевич: Россия не может позволить себе безнаказанную эскалацию конфликта в Украине
Владимир Мацкевич: Россия не может позволить себе безнаказанную эскалацию конфликта в Украине
Невыполнение минских договоренностей влечет за собой усиление санкций против России.
Владимир Мацкевич: Праздники – очень эффективное средство управления массами
Владимир Мацкевич: Праздники – очень эффективное средство управления массами
Мобилизацию людей через празднование исторических дат, поданных под соусом соответствующей интерпретации, власти Беларуси и России научились использовать с выгодой для себя.
Владимир Мацкевич: Кремль ведет игру, направленную на затягивание конфликта в Донбассе
Владимир Мацкевич: Кремль ведет игру, направленную на затягивание конфликта в Донбассе
Пока российское общество сосредоточено на российско-украинской войне, путинскому режиму ничего не угрожает.
Беларускія НДА супраць COVID-19

Якія выклікі пандэмія каронавіруса кідае грамадскім арганізацыям і як яны з імі спраўляюцца?

«Это наша большая совместная работа»

За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.

Представители пяти городов обсудили ситуацию с безбарьерной средой (Фото)

23-24 сентября под Минском прошла двухдневная рабочая встреча в рамках кампании "Повестка 50".

Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)

Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.