С ухудшением ситуации в российской экономике давление на Беларусь только усилится.
На минувшей неделе тема беларусско-российского сотрудничества вновь актуализировалась. Сперва вооруженные силы РФ передислоцировали к беларусской границе мотострелковую бригаду. Затем в Минск прилетел Владимир Путин, чтобы принять участие в каком-то странном Форуме регионов Беларуси и России. Что вообще сегодня происходит в беларусско-российских отношениях и как оценивать действия властей двух стран?
Основные тенденции в беларусско-российских отношениях в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» проанализировал философ и методолог Владимир Мацкевич.
— Форум регионов, прошедший в Минске 7-8 июня с участием Владимира Путина, продемонстрировал нарастание противоречий между Минском и Москвой. Лукашенко говорил об отмене изъятий и ограничений в торговле, Кобяков — о снижении цены на газ, Мясникович — о дедолларизации двусторонних отношений. В чем причина конфликта между союзниками?
— Форум регионов прошел очень незаметно, без видимых последствий и серьезных заявлений.
Сомневаюсь, что выступления беларусских чиновников можно трактовать как предъявление претензий, скорее, это жалобы, которые нельзя считать конфликтными. В течение последних лет в беларусско-российских отношениях накопилась куча проблем, и противоречия продолжают нарастать. Проблемы нужно решать, но серьезного отношения беларусской стороны к ним не чувствуется.
Мясникович за последние 25 лет, по-моему, совершенно не поумнел, а все его финансовые, экономические заявления, если абстрагироваться от конкретной ситуации, об одном и том же. А об изъятиях и ограничениях мы уже неоднократно говорили: и при создании Таможенного союза, Евразийского экономического союза — все бумажные союзы не срабатывают. Надежды на то, что они решат экономические проблемы «Союзного государства», просто беспочвенны.
— Накануне форума Россия перебросила в Клинцы, что в 40 километрах от границы Беларуси, 28-ю мотострелковую бригаду. Зачем России понадобились войска на беларусской границе?
— Здесь я склонен доверять заявлениям первым лицам России, что передислокация российских войск на беларусскую границу — давление на Украину, и не имеет отношения к Беларуси. Другое дело, будь Беларусь независимой в военном и политическом плане, она бы заявила протест действиям РФ. Украина сейчас — союзник Беларуси, и политические отношения с Киевом более теплые, чем с Москвой. Но, вместо протеста, мы слышим повторение многолетней риторики главы государства типа того, что «Беларусь первой встретит войска НАТО». Это — блеф. Но Лукашенко не может говорить иначе — многолетняя привычка изъясняться штампами делает его заложником своих собственных идеологических конструкций.
— Лукашенко заявил, что российские войска на границе Беларуси — адекватный ответ на продвижение НАТО на восток, посол Суриков, напротив, объявил, что это ответ на усиление военных угроз со стороны Украины. О чем свидетельствуют противоречия в «показаниях»?
— Оба заявления не очень противоречат друг другу. Противоречивая, непоследовательная политика беларусского режима очень хорошо высмеяна блогером Андреем Шутовым, который изобразил ситуацию следующим образом. Объединенное военное командование «Союза Беларуси и России» разработало: 1) план российского вторжения в Беларусь и 2) план противодействия беларусских вооруженных сил военной агрессии со стороны России. Было принято решение: объединенное командование будет осуществлять общую координацию как российской военной агрессии, так и обороны со стороны Беларуси. Абсурдная ситуация именно так и обстоит.
Заявления официальных лиц Беларуси и России — это следствие путаницы, которую Россия создала в регионе и на международной арене.
— Динамика российско-беларусских отношений вызывает тревогу: газовая война, которая грозит перерасти в горячую фазу; приближение российских войск к границам Беларуси; предложение ввести визу «Союзного государства», которая может всерьез подорвать нормализацию отношений с Евросоюзом. Куда мы движемся?
— Россия оказывает комплексное давление на Беларусь по всем направлениям, в том числе даже по таким далеким от внешней политики, как здравоохранение. На Министерство здравоохранение Беларуси оказывается давление с целью вынудить закупить российские лекарства. В условиях импортозамещения Россия наращивает выпуск непроверенных, несертифицированных лекарств и сбывает их, в том числе, в нашу страну. У нас российские лекарства тем более не проходят никаких испытаний. Более того, заявляется, что Беларусь вынуждена закупать российские лекарства, потому что они дешевле западных. А на самом деле, как показывают экономические расчеты, все наоборот. Но при этом Беларусь становится заложником российской политики практически во всех областях: в военной, экономической и т.д. Причем с ухудшением состояния российской экономики давление на Беларусь только усиливается.
В условиях ухудшения мировой конъюнктуры углеводородов Россия выкручивает руки Беларуси, чтобы компенсировать свои потери в международной торговле хотя бы за счет экономических отношений с Беларусью. Соответственно, Минску приходится балансировать между конъюнктурой мирового рынка и специфическими, весьма сложными, отношениями с российскими производителями основных товаров, которые Беларусь ввозит из России. Отсюда следует ожидать осложнений в таких областях, как торговля углеводородами, сельскохозяйственной продукцией. Беларусь заинтересована сбивать цены на углеводороды, а Россия будет сбивать цены на беларусские товары. В обоих случаях Беларусь теряет: теряет, в том числе, и от льготных цен на углеводороды, и от низких цен на отечественную продукцию, а более низкие цены на энергоносители ведут к застою беларусской промышленности.
— Готов ли Минск в сложившихся условиях реально дистанцироваться от России или у беларусских властей не осталось иного выбора, кроме как идти в фарватере кремлевской политики, стремясь не раздражать Москву?
— Советник президента по экономике Кирилл Рудый, который, по наивным надеждам беларусских либералов, является главным двигателем реформ, заявил, что в 2016 году в Беларуси никаких реформ не будет. Не надо тешить себя иллюзиями: коль человек из ближайшего окружения Лукашенко говорит, что реформ не будет, значит, не стоит их ждать.
Сегодня Беларусь пытается использовать хотя бы формальные факторы суверенитета, чтобы противостоять российскому давлению. Но Россия предпринимает ответные меры. Коррупционная составляющая взаимодействия различных министерств и ведомств Беларуси и России усилилась: минские чиновники получают серьезные откаты от российских экспортеров, вынуждая беларусское государство заключать торговые сделки с Россией, которые Беларуси не выгодны с точки зрения национальных интересов, но выгодны конкретным чиновникам. Сейчас, когда беларусский режим пытается противостоять российской экспансии, российские олигархи предпринимают контрмеры. Беларусь пытается отстаивать национальные интересы на правительственном уровне, но из этого ничего не получается, потому что Россия предпринимает несимметричные шаги в ответ.
С другой стороны, у Беларуси ничего не получается потому, что до сих пор пропагандируется идеология, которая определяет поведение чиновников сверху донизу. А это совершенно не соответствует современной ситуации. До тех пор, пока идеологическая трескотня будет строиться на «усилении беларусско-российской дружбы», на всякого рода «союзнических» лозунгах, до тех пор беларусская экономика, менеджмент, предпринимательское сообщество не смогут защищать национальные интересы в конкретных торговых сделках.
Другие новости раздела «Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика»
Украина не хочет сейчас форсировать конфликт, и, скорее всего, и Киев, и Запад попытаются нейтрализовать нынешнее обострение российско-украинских отношений.
Россия пытается сохранить свою гегемонию в регионе не только экономическими и политическими средствами, но военной угрозой и постоянно висящей угрозой дестабилизации обстановки в Беларуси и Украине.
Похищением и судилищем над Надеждой Савченко Кремль рассчитывал показать уязвимость украинских солдат, а продемонстрировал их силу и моральное превосходство.
Мобилизацию людей через празднование исторических дат, поданных под соусом соответствующей интерпретации, власти Беларуси и России научились использовать с выгодой для себя.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.