Суббота 23 ноября 2024 года | 12:19
  • бел / рус
  • eng

Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси

16.06.2015  |  Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика   |  Алексей Юрич,  ЕвроБеларусь
Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси

Помимо прямого давления, Кремль решил предложить Беларуси и позитивную альтернативу сотрудничеству с западными странами.

Александр Лукашенко примет участие во встрече лидеров стран БРИКС и ШОС, которая пройдет 8-10 июля  в Уфе. Об этом министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей сообщил 8 июня в Москве.

“Мы приветствуем и открытый характер БРИКС и готовы активно подключиться по конкретным направлениям сотрудничества в рамках этого объединения. Для нас значительный интерес, например, представляет создаваемый в рамках БРИКС финансовый институт — Новый банк развития. Мы будем стремиться наладить с ними взаимовыгодное сотрудничество”, — отметил Макей.

Участие в саммитах БРИКС и ШОС следует рассматривать как продолжение курса на выстраивание «дальней дуги» внешней политики Беларуси. За последний месяц Беларусь посетили лидеры Китая и Индии, а сам Лукашенко побывал в Пакистане. Азиатский вектор явно преобладает во внешней политике Беларуси.

Что такое «дальняя дуга» внешней политики? Почему европейская страна стремится в азиатский регион? Почему Лукашенко зазывают на саммиты ШОС и БРИКС?

На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» ответил директор Института «Политическая сфера» (Вильнюс, Литва) Андрей Казакевич.

- Все последние годы беларусское руководство твердит про «дальнюю дугу» внешней политики. Что это такое?

- Речь идет о том, что беларусская внешняя и внешнеэкономическая политика должна быть диверсифицирована. Соответственно, важным ресурсом для диверсификации являются страны далекие, с которыми пока нет серьезных контактов, проектов, серьезного товарооборота. В первую очередь – это страны третьего мира, которых сейчас называют развивающимися странами, на разных континентах. Страны развиваются, растет население, рынки растут – это неизведанное пространство представляет собой поле, на котором беларусская внешняя и внешнеторговая политика слабо представлена. Но это пространство имеет потенциал, способный превратиться в точку опоры, дополнительным фактором диверсификации.

- Лукашенко сам называет Беларусь мостом, связывающим Восток и Запад. Однако все усилия беларусской внешней политики направлены на выстраивание «дальней дуги»: Китай, Пакистан, Индия. Почему, желая связать Восток и Запад, официальный Минск свои усилия сосредоточил на азиатском регионе?

- Сравнение Беларуси с мостом я воспринимаю исключительно как метафору. Не думаю, что Беларусь может стать мостом, поскольку Запад с Востоком контактируют напрямую в подавляющем большинстве случаев. Хотя геополитический кризис прошлого года показал, что Беларусь имеет потенциал в качестве посредника, но дальняя дуга не станет стратегической линией.

Сценарии, ходы выстраивания взаимоотношений с Западом проработаны. Но азиатские страны еще недостаточно исследованы, непонятны. Отношения с азиатскими странами еще придется выстраивать. Возможно, за исключением Китая, с которым налажено значимое сотрудничество; безусловно, уровень отношений с Китаем не сравнить с Европой с Россией, однако даже они имеют сценарную основу. Но Китай – единственное исключение, все остальные страны (Пакистан, Индия, Вьетнам) – земля неизведанная, отношения с ними предстоит создавать. Эти страны на карту беларусской внешней политики нанесены только пунктиром - эскиз того, что может появиться.

Названные страны действительно растут: растет их влияние, растет экономический потенциал. Китай и Индию невозможно игнорировать, если мы говорим о месте Беларуси в мировом разделении труда, если серьезно ставить задачу диверсификации,  поиск новых ресурсов, рынков сбыта.

В отличие от других альтернатив (Латинская Америка, которая гораздо дальше, Африка, которая намного беднее), эти страны имеют определенный экономический потенциал, который Беларусь может задействовать. Тем более, что так поступают все: Европейский Союз имеет целые программы сотрудничества с Китаем, с Индией. Беларусь не открывает ничего нового, а пытается делать то, что делают все страны европейского региона.

Думаю, следует обращать внимание не на саму идею «дальней дуги», а на то, как ее создавать, на какие страны делать ставку, на какие отрасли, проекты обращать внимание. Именно от этого зависит эффективность модели.

- Имеет ли шансы на успех выстраивание «дальней дуги» внешней политики - с государствами Азии, Латинской Америки, Африки. Имеет ли шансы европейская по географическому положению Беларусь влиться в страны третьего мира и занять там особое положение?

- Я не думаю, что в долгосрочной перспективе, стратегически Беларусь может влиться в страны третьего мира или занять там значимое положение. Это очень сложно технически – по географическим причинам, а Беларусь находится в колоссальной зависимости и от России, и от Европы, поэтому выстраивать экспансионистскую политику будет очень сложно. В принципе, и неэффективно, поэтому от нее так или иначе придется отказаться.

Но выстраивание «дальней дуги» в принципе через призму диверсификации, поиска новых точек опоры во внешней политике, дает определенные возможности Беларуси. И было бы даже желательно иметь устойчивые экономические позиции в новых государствах, которые стремительно развиваются.

- Александр Лукашенко намерен участвовать во встрече лидеров стран БРИКС и ШОС, которая пройдет 8-10 июля  в Уфе. Очевидно, Лукашенко попадет на саммиты только благодаря усилиям Путина, поскольку сам не имеет никакого отношения к названным союзам. Какую роль Кремль уготовил Лукашенко?

- Кроме давления на Беларусь, которая пытается лавировать между Западом и Россией, наверное, Кремль решил предложить и позитивную альтернативу сотрудничеству с западными странами, с Европой и втянуть работу названных образований, и прежде всего БРИКС. ШОС трудно назвать серьезной структурированной организацией. Тем более, что Россия рассматривает БРИКС как альтернативу сотрудничеству с западными государствами, альтернатива G7, США, ЕС. С точки зрения российской визии логично втягивать в эту альтернативу и меньшие государства, в которых Россия имеет интерес. Приглашение в Уфу выглядит как пробный шаг, который вряд ли будет иметь значительные последствия. Это попытка втянуть Беларусь в позитивную альтернативу сотрудничества нашей страны с западным миром.

- На что может рассчитывать Беларусь на саммитах БРИКС и ШОС, где она не имеет даже статуса наблюдателя?

- Максимум,  на что могут рассчитывать беларусские власти, - использовать саммиты как площадку для коммуникаций, для установления прямых контактов с лидерами этих государств, неофициальное обсуждение проектов. Возможно, личные контакты позволят проще и быстрее решать проблемы, которые существуют в двусторонних отношениях.

Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси.

- Вы говорите, что саммиты БРИКС и ШОС являются позитивной альтернативой сотрудничества Беларуси с Евросоюзом. Значит, Кремль пытается переориентировать Беларусь с европейского сотрудничества на «дальнюю дугу»?

- Действительно так. Москва запускает пробные шары, потому в условиях конфронтации с Западом Россия серьезно пытается найти ему альтернативу. Сразу возникает необходимость втянуть в этот процесс не только себя, но и другие страны, которые Россия считает своими союзниками или сателлитами, где имеет своими стратегические интересы. Понятно, что в Беларуси Россия конкурирует с Западом, равно как и в Казахстане,  Средней Азии,  Закавказье. Чем больше Россия сможет найти альтернатив сотрудничеству с Западом, тем лучше для российской внешней политики. По крайней мере, это позволит сделать стратегию оттягивания стран-сателлитов от сотрудничества с Западом.

Другие новости раздела «Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика»

Владимир Мацкевич: Беларусско-украинские отношения нужно институализировать заново
Владимир Мацкевич: Беларусско-украинские отношения нужно институализировать заново
"Кейс Жадана" продемонстрировал, что у Беларуси фактически нет четкой доктрины — ни внутриполитической, ни внешнеполитической.
Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась
Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась
Украина не хочет сейчас форсировать конфликт, и, скорее всего, и Киев, и Запад попытаются нейтрализовать нынешнее обострение российско-украинских отношений.
Владимир Мацкевич: Россия оказывает комплексное давление на Беларусь по всем направлениям
Владимир Мацкевич: Россия оказывает комплексное давление на Беларусь по всем направлениям
С ухудшением ситуации в российской экономике давление на Беларусь только усилится.
Эксперты: Россия теряет влияние в странах Восточного партнерства
Эксперты: Россия теряет влияние в странах Восточного партнерства
Что произойдет с восточноевропейским регионом в ближайшее десятилетие и какие процессы уже сейчас влияют на возможные перемены?
Андрэй Казакевіч: Беларусь – самая залежная ад Расіі постсавецкая краіна
Андрэй Казакевіч: Беларусь – самая залежная ад Расіі постсавецкая краіна
Для мінімізацыі негатыўных наступстваў і прадухілення ўцягвання ў расійскія канфлікты Беларусі варта захоўваць дыстанцыю ад знешняй палітыкі Расіі.
Сергей Дацюк: Савченко – украинская Жанна д’Арк, способная повести за собой
Сергей Дацюк: Савченко – украинская Жанна д’Арк, способная повести за собой
Общество возлагает на Савченко роль возмутителя спокойствия, который не позволит перейти к олигархическому спокойствию.
Олександр Палий: Для Украины приемлемо исключительно полное выполнение Минских соглашений
Олександр Палий: Для Украины приемлемо исключительно полное выполнение Минских соглашений
Германия хочет наконец-то добиться перемирия на Донбассе. И этому посвящена новая встреча "нормандской четверки".
Владимир Мацкевич: Нагорно-Карабахский конфликт сегодня не выгоден ни Армении, ни Азербайджану
Владимир Мацкевич: Нагорно-Карабахский конфликт сегодня не выгоден ни Армении, ни Азербайджану
Беларусский режим сегодня пытается выстроить имидж нейтральной страны, миротворца, участвуя во всех военных и военно-экономических блоках с Россией.
Владимир Мацкевич: Дестабилизация обстановки несет угрозу режиму Лукашенко, но крайне выгодна России
Владимир Мацкевич: Дестабилизация обстановки несет угрозу режиму Лукашенко, но крайне выгодна России
Россия пытается сохранить свою гегемонию в регионе не только экономическими и политическими средствами, но военной угрозой и постоянно висящей угрозой дестабилизации обстановки в Беларуси и Украине.
Андрей Егоров: Савченко стала серьезным фактором украинской политики
Андрей Егоров: Савченко стала серьезным фактором украинской политики
А Кремль в лице Савченко получил заложника, с которым может вести торг с Украиной и Западом.
Олександр Палий: Наиболее вероятен вариант обмена Надежды Савченко на пленных россиян
Олександр Палий: Наиболее вероятен вариант обмена Надежды Савченко на пленных россиян
Похищением и судилищем над Надеждой Савченко Кремль рассчитывал показать уязвимость украинских солдат, а продемонстрировал их силу и моральное превосходство.
Владимир Мацкевич: Кремль рассматривает Беларусь как свою территорию
Владимир Мацкевич: Кремль рассматривает Беларусь как свою территорию
Если России понадобится оккупировать Беларусь, для этого надо будет отдать приказ беларусской армии, а не вводить в страну дополнительные войска.
Владимир Мацкевич: Аннексия Беларуси могла бы стать "маленькой победоносной войной" для России
Владимир Мацкевич: Аннексия Беларуси могла бы стать "маленькой победоносной войной" для России
Пока мы не избавимся от всего идеологического мусора в отношениях между Беларусью и Россией, мы вынуждены быть осторожными и бдительными.
Владимир Мацкевич: Война в Сирии не мешает РФ поддерживать тлеющий очаг напряженности в Украине
Владимир Мацкевич: Война в Сирии не мешает РФ поддерживать тлеющий очаг напряженности в Украине
Участие в сирийском конфликте можно рассматривать как одну из последних попыток России выступить в качестве игрока планетарного масштаба.
Андрей Егоров: Сегодня нужно пересматривать всю систему международной безопасности заново
Андрей Егоров: Сегодня нужно пересматривать всю систему международной безопасности заново
Вслед за независимыми экспертами, беларусские власти заговорили о необходимости реформирования международных организаций. Почему это необходимо?
Валерий Карбалевич: Принятые Евросоюзом санкции - максимум, на который способен сегодня Запад
Валерий Карбалевич: Принятые Евросоюзом санкции - максимум, на который способен сегодня Запад
Должно случиться нечто чрезвычайное, вроде сбитого малайзийского "Боинга", чтобы Запад пошел на ужесточения санкций против России.
Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси
Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси
Помимо прямого давления, Кремль решил предложить Беларуси и позитивную альтернативу сотрудничеству с западными странами.
Владимир Мацкевич: Россия не может позволить себе безнаказанную эскалацию конфликта в Украине
Владимир Мацкевич: Россия не может позволить себе безнаказанную эскалацию конфликта в Украине
Невыполнение минских договоренностей влечет за собой усиление санкций против России.
Владимир Мацкевич: Праздники – очень эффективное средство управления массами
Владимир Мацкевич: Праздники – очень эффективное средство управления массами
Мобилизацию людей через празднование исторических дат, поданных под соусом соответствующей интерпретации, власти Беларуси и России научились использовать с выгодой для себя.
Владимир Мацкевич: Кремль ведет игру, направленную на затягивание конфликта в Донбассе
Владимир Мацкевич: Кремль ведет игру, направленную на затягивание конфликта в Донбассе
Пока российское общество сосредоточено на российско-украинской войне, путинскому режиму ничего не угрожает.
Беларускія НДА супраць COVID-19

Якія выклікі пандэмія каронавіруса кідае грамадскім арганізацыям і як яны з імі спраўляюцца?

«Это наша большая совместная работа»

За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.

Представители пяти городов обсудили ситуацию с безбарьерной средой (Фото)

23-24 сентября под Минском прошла двухдневная рабочая встреча в рамках кампании "Повестка 50".

Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)

Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.