Суббота 23 ноября 2024 года | 13:51
  • бел / рус
  • eng

Петр Кузнецов: Беларусь в Восточном партнерстве сейчас может рассчитывать лишь на позицию аутсайдера

24.03.2015  |  Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика   |  Алексей Юрич,  ЕвроБеларусь
Петр Кузнецов: Беларусь в Восточном партнерстве сейчас может рассчитывать лишь на позицию аутсайдера

Официальный Минск выступает исключительно за свое эксклюзивное право на представление Беларуси на международной арене, но Европа сегодня не готова полностью пойти на поводу у беларусских властей.

17-18 марта в Ереване прошло четвертое пленарное заседание Парламентской ассамблеи Восточного партнерства (Евронест), в котором приняли участие и представители беларусской политической оппозиции и гражданского общества. Один из участников форума - лидер Гомельского демократического форума Петр Кузнецов подвел итоги заседания в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси».

- Делегация беларусской оппозиции и организаций гражданского общества впервые участвовала в пленарном заседании Парламентской ассамблеи Восточного партнерства в Ереване. В чем важность этого события для Беларуси, а вернее – для оппозиции и беларусского гражданского общества?

- Важность этого события я бы определил в двух измерениях, и эта важность, на сегодняшний день, очень велика.

Во-первых, появление беларусской оппозиции и представительства гражданского общества на Евронесте фактически совпало по времени с началом процесса консультаций, который запустил Евросоюз с целью коррекции своей политики соседства. Возможность озвучить свои позиции на представительном политическом событии, да еще и на самом старте ответственного процесса – это хороший шанс повлиять на ситуацию.

Во-вторых, необходимо отметить следующее. В Евронесте давно идет дискуссия о представительстве Беларуси в этом органе: страна является членом Восточного партнерства, но есть разногласия, которые вызваны проблемой нелегитимности беларусского парламента. Оптимальным форматом для всех сторон было бы одновременное участие и так называемых парламентариев, и представителей оппозиции, однако беларусская сторона обозначила свою позицию предельно конкретно: официальный Минск против присутствия демократических сил, исключительно за свое эксклюзивное право на представление Беларуси на международной арене. Поскольку эта позиция не находит понимания, опять же, по причине нелегитимности парламента и фактического отсутствия у оппозиции попасть в него при существующей политической ситуации, Палата представителей туда своих делегатов не направляет, и вопрос фактически «заморожен».

То, что в этом году на Евронест была приглашена весьма представительная делегация беларусской оппозиции (там принимали участие лидеры семи крупнейших демократических партий), а также имел возможность выступить представитель гражданского общества – хороший сигнал, означающий, что Европа сегодня не готова полностью пойти на поводу у беларусских властей и, в угоду этому, пренебречь интересами общества.

- Комиссар Европейского Союза по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан с удовольствием отметил «очень четкую позицию Беларуси по Украине». Как сказывается эта четкая позиция официального Минска на европейской перспективе Беларуси?

- Все эти вещи – тактические, но не стратегические. В краткосрочном плане это означает возможность временной разморозки отношений, некоторого поступательного движения навстречу друг другу. Беларусь важна и для Украины, и для ЕС, как формальный союзник Кремля, который, тем не менее, не разделяет на 100% позицию Москвы, нарушающую международное право, а старается в рамках этого права и оставаться, хотя бы на уровне риторики. Поэтому такая позиция официального Минска, конечно, будет вызывать удовлетворение, и, ради того, чтобы она не изменилась, получит некоторое поощрение – в том или ином виде.

В стратегическом смысле эта ситуация не значит ничего: у Беларуси не появится никаких европейских перспектив, пока власть, с участием общества, в том числе – гражданского, не пойдет по пути последовательных реформ. Если под влиянием украинского кризиса и фактора Крыма какое-то время будет идти процесс обоюдного движения навстречу друг другу, то, по мере уменьшения значимости и влияния этого фактора на европейскую политику и на безопасность в Европе, отскок назад неминуем. Потому что ни одна из институциональных причин разногласий между Беларусью и Евросоюзом не ликвидирована. С беларусской стороны наблюдается лишь желание сыграть свою игру на фоне непростой геополитической ситуации. ЕС же, повторюсь, тактически, а, значит, временно, заинтересован в Беларуси, поэтому этой игре может и подыграть.

- На форуме достаточно четко звучала мысль, что сотрудничество с официальным Минском – инвестиции в укрепление суверенитета Беларуси. Как далеко готов зайти Евронест в сотрудничестве с официальным Минском?

- Евронест, как и Евросоюз в целом, в любом случае будет искать оптимальный формат, который позволил бы хотя бы в минимальной степени запустить процесс реформ в Беларуси – в нынешнем виде Беларусь, как партнер Европы, рассматриваться не может. Поэтому Евронест, конечно, может куда-то зайти в сотрудничестве с официальным Минском, но вряд ли это «куда-то» будет очень далеко.

Все хорошо понимают две вещи. С одной стороны, Беларусь крайне зависит от России, буквально в критической степени, поэтому ее независимости сегодня угрожает как минимум две вещи: настроения в Кремле, наличие или отсутствие стремления к аннексии Беларуси. И, второй фактор - экономическая ситуация: Беларусь погружается в пучину экономического хаоса вслед за Москвой.

Евросоюз заинтересован в независимой Беларуси, поэтому какая-то поддержка на данном этапе возможна и в политическом поле, и в экономической сфере.

Однако все одновременно понимают и второй фактор: Лукашенко заинтересован в независимости Беларуси, как своей личной вотчины, не меньше, а, наоборот, больше Евросоюза, поэтому и с ним, и без него, будет делать все от него зависящее, чтобы хотя бы на политическом или символическом уровне данную независимость сохранить.

В этой связи слишком далеко никто заходить не станет: определенная поддержка будет оказана, но полностью решать проблемы Лукашенко (а сохранение личной вотчины – это проблемы как раз Лукашенко) вряд ли кто-то захочет. Скорее всего, будет поиск золотой середины, в рамках которой Беларусь сама заботится о своей независимости, а Евросоюз оказывает ей определенную поддержку в возможных границах. Границы же будут обусловлены тем, насколько режим Лукашенко окажется готов модернизироваться и реформироваться, приближаясь к стандартам ЕС.

- Евросоюз намерен поощрять те страны Восточного партнерства, которые хотят большей интеграции с ЕС. Беларусь, руководство которой в преддверии президентской кампании вновь оседлало геополитический конек, находится в аутсайдерах. На что сейчас может рассчитывать Беларусь?

- Исключительно на то, чтобы остаться в аутсайдерах. Поощрение проходит и будет проходить по принципу «большее за большее», то есть это поступательный процесс: страна реформирует какую-то сферу в какой-то степени, получает какой-то бонус для развития, после этого идет дальше по пути реформ – и так нарастают и те самые поощрения, и реформы, нарастают постепенно и поступательно.

Беларусь, до президентских выборов так точно, «лодку раскачивать» не станет, то есть с нулевой точки не сдвинется, и этого, кстати, никто особо даже не ждет. Значит, и на какое-то качественное изменение формата, тоже, рассчитывать не приходится.

Другие новости раздела «Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика»

Владимир Мацкевич: Беларусско-украинские отношения нужно институализировать заново
Владимир Мацкевич: Беларусско-украинские отношения нужно институализировать заново
"Кейс Жадана" продемонстрировал, что у Беларуси фактически нет четкой доктрины — ни внутриполитической, ни внешнеполитической.
Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась
Владимир Фесенко: Если бы Россия искала повод, то война с Украиной уже бы началась
Украина не хочет сейчас форсировать конфликт, и, скорее всего, и Киев, и Запад попытаются нейтрализовать нынешнее обострение российско-украинских отношений.
Владимир Мацкевич: Россия оказывает комплексное давление на Беларусь по всем направлениям
Владимир Мацкевич: Россия оказывает комплексное давление на Беларусь по всем направлениям
С ухудшением ситуации в российской экономике давление на Беларусь только усилится.
Эксперты: Россия теряет влияние в странах Восточного партнерства
Эксперты: Россия теряет влияние в странах Восточного партнерства
Что произойдет с восточноевропейским регионом в ближайшее десятилетие и какие процессы уже сейчас влияют на возможные перемены?
Андрэй Казакевіч: Беларусь – самая залежная ад Расіі постсавецкая краіна
Андрэй Казакевіч: Беларусь – самая залежная ад Расіі постсавецкая краіна
Для мінімізацыі негатыўных наступстваў і прадухілення ўцягвання ў расійскія канфлікты Беларусі варта захоўваць дыстанцыю ад знешняй палітыкі Расіі.
Сергей Дацюк: Савченко – украинская Жанна д’Арк, способная повести за собой
Сергей Дацюк: Савченко – украинская Жанна д’Арк, способная повести за собой
Общество возлагает на Савченко роль возмутителя спокойствия, который не позволит перейти к олигархическому спокойствию.
Олександр Палий: Для Украины приемлемо исключительно полное выполнение Минских соглашений
Олександр Палий: Для Украины приемлемо исключительно полное выполнение Минских соглашений
Германия хочет наконец-то добиться перемирия на Донбассе. И этому посвящена новая встреча "нормандской четверки".
Владимир Мацкевич: Нагорно-Карабахский конфликт сегодня не выгоден ни Армении, ни Азербайджану
Владимир Мацкевич: Нагорно-Карабахский конфликт сегодня не выгоден ни Армении, ни Азербайджану
Беларусский режим сегодня пытается выстроить имидж нейтральной страны, миротворца, участвуя во всех военных и военно-экономических блоках с Россией.
Владимир Мацкевич: Дестабилизация обстановки несет угрозу режиму Лукашенко, но крайне выгодна России
Владимир Мацкевич: Дестабилизация обстановки несет угрозу режиму Лукашенко, но крайне выгодна России
Россия пытается сохранить свою гегемонию в регионе не только экономическими и политическими средствами, но военной угрозой и постоянно висящей угрозой дестабилизации обстановки в Беларуси и Украине.
Андрей Егоров: Савченко стала серьезным фактором украинской политики
Андрей Егоров: Савченко стала серьезным фактором украинской политики
А Кремль в лице Савченко получил заложника, с которым может вести торг с Украиной и Западом.
Олександр Палий: Наиболее вероятен вариант обмена Надежды Савченко на пленных россиян
Олександр Палий: Наиболее вероятен вариант обмена Надежды Савченко на пленных россиян
Похищением и судилищем над Надеждой Савченко Кремль рассчитывал показать уязвимость украинских солдат, а продемонстрировал их силу и моральное превосходство.
Владимир Мацкевич: Кремль рассматривает Беларусь как свою территорию
Владимир Мацкевич: Кремль рассматривает Беларусь как свою территорию
Если России понадобится оккупировать Беларусь, для этого надо будет отдать приказ беларусской армии, а не вводить в страну дополнительные войска.
Владимир Мацкевич: Аннексия Беларуси могла бы стать "маленькой победоносной войной" для России
Владимир Мацкевич: Аннексия Беларуси могла бы стать "маленькой победоносной войной" для России
Пока мы не избавимся от всего идеологического мусора в отношениях между Беларусью и Россией, мы вынуждены быть осторожными и бдительными.
Владимир Мацкевич: Война в Сирии не мешает РФ поддерживать тлеющий очаг напряженности в Украине
Владимир Мацкевич: Война в Сирии не мешает РФ поддерживать тлеющий очаг напряженности в Украине
Участие в сирийском конфликте можно рассматривать как одну из последних попыток России выступить в качестве игрока планетарного масштаба.
Андрей Егоров: Сегодня нужно пересматривать всю систему международной безопасности заново
Андрей Егоров: Сегодня нужно пересматривать всю систему международной безопасности заново
Вслед за независимыми экспертами, беларусские власти заговорили о необходимости реформирования международных организаций. Почему это необходимо?
Валерий Карбалевич: Принятые Евросоюзом санкции - максимум, на который способен сегодня Запад
Валерий Карбалевич: Принятые Евросоюзом санкции - максимум, на который способен сегодня Запад
Должно случиться нечто чрезвычайное, вроде сбитого малайзийского "Боинга", чтобы Запад пошел на ужесточения санкций против России.
Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси
Андрей Казакевич: Россия хочет взять под свой контроль внешнеполитическую активность Беларуси
Помимо прямого давления, Кремль решил предложить Беларуси и позитивную альтернативу сотрудничеству с западными странами.
Владимир Мацкевич: Россия не может позволить себе безнаказанную эскалацию конфликта в Украине
Владимир Мацкевич: Россия не может позволить себе безнаказанную эскалацию конфликта в Украине
Невыполнение минских договоренностей влечет за собой усиление санкций против России.
Владимир Мацкевич: Праздники – очень эффективное средство управления массами
Владимир Мацкевич: Праздники – очень эффективное средство управления массами
Мобилизацию людей через празднование исторических дат, поданных под соусом соответствующей интерпретации, власти Беларуси и России научились использовать с выгодой для себя.
Владимир Мацкевич: Кремль ведет игру, направленную на затягивание конфликта в Донбассе
Владимир Мацкевич: Кремль ведет игру, направленную на затягивание конфликта в Донбассе
Пока российское общество сосредоточено на российско-украинской войне, путинскому режиму ничего не угрожает.
Беларускія НДА супраць COVID-19

Якія выклікі пандэмія каронавіруса кідае грамадскім арганізацыям і як яны з імі спраўляюцца?

«Это наша большая совместная работа»

За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.

Представители пяти городов обсудили ситуацию с безбарьерной средой (Фото)

23-24 сентября под Минском прошла двухдневная рабочая встреча в рамках кампании "Повестка 50".

Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)

Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.