Официальный Минск выступает исключительно за свое эксклюзивное право на представление Беларуси на международной арене, но Европа сегодня не готова полностью пойти на поводу у беларусских властей.
17-18 марта в Ереване прошло четвертое пленарное заседание Парламентской ассамблеи Восточного партнерства (Евронест), в котором приняли участие и представители беларусской политической оппозиции и гражданского общества. Один из участников форума - лидер Гомельского демократического форума Петр Кузнецов подвел итоги заседания в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси».
- Делегация беларусской оппозиции и организаций гражданского общества впервые участвовала в пленарном заседании Парламентской ассамблеи Восточного партнерства в Ереване. В чем важность этого события для Беларуси, а вернее – для оппозиции и беларусского гражданского общества?
- Важность этого события я бы определил в двух измерениях, и эта важность, на сегодняшний день, очень велика.
Во-первых, появление беларусской оппозиции и представительства гражданского общества на Евронесте фактически совпало по времени с началом процесса консультаций, который запустил Евросоюз с целью коррекции своей политики соседства. Возможность озвучить свои позиции на представительном политическом событии, да еще и на самом старте ответственного процесса – это хороший шанс повлиять на ситуацию.
Во-вторых, необходимо отметить следующее. В Евронесте давно идет дискуссия о представительстве Беларуси в этом органе: страна является членом Восточного партнерства, но есть разногласия, которые вызваны проблемой нелегитимности беларусского парламента. Оптимальным форматом для всех сторон было бы одновременное участие и так называемых парламентариев, и представителей оппозиции, однако беларусская сторона обозначила свою позицию предельно конкретно: официальный Минск против присутствия демократических сил, исключительно за свое эксклюзивное право на представление Беларуси на международной арене. Поскольку эта позиция не находит понимания, опять же, по причине нелегитимности парламента и фактического отсутствия у оппозиции попасть в него при существующей политической ситуации, Палата представителей туда своих делегатов не направляет, и вопрос фактически «заморожен».
То, что в этом году на Евронест была приглашена весьма представительная делегация беларусской оппозиции (там принимали участие лидеры семи крупнейших демократических партий), а также имел возможность выступить представитель гражданского общества – хороший сигнал, означающий, что Европа сегодня не готова полностью пойти на поводу у беларусских властей и, в угоду этому, пренебречь интересами общества.
- Комиссар Европейского Союза по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан с удовольствием отметил «очень четкую позицию Беларуси по Украине». Как сказывается эта четкая позиция официального Минска на европейской перспективе Беларуси?
- Все эти вещи – тактические, но не стратегические. В краткосрочном плане это означает возможность временной разморозки отношений, некоторого поступательного движения навстречу друг другу. Беларусь важна и для Украины, и для ЕС, как формальный союзник Кремля, который, тем не менее, не разделяет на 100% позицию Москвы, нарушающую международное право, а старается в рамках этого права и оставаться, хотя бы на уровне риторики. Поэтому такая позиция официального Минска, конечно, будет вызывать удовлетворение, и, ради того, чтобы она не изменилась, получит некоторое поощрение – в том или ином виде.
В стратегическом смысле эта ситуация не значит ничего: у Беларуси не появится никаких европейских перспектив, пока власть, с участием общества, в том числе – гражданского, не пойдет по пути последовательных реформ. Если под влиянием украинского кризиса и фактора Крыма какое-то время будет идти процесс обоюдного движения навстречу друг другу, то, по мере уменьшения значимости и влияния этого фактора на европейскую политику и на безопасность в Европе, отскок назад неминуем. Потому что ни одна из институциональных причин разногласий между Беларусью и Евросоюзом не ликвидирована. С беларусской стороны наблюдается лишь желание сыграть свою игру на фоне непростой геополитической ситуации. ЕС же, повторюсь, тактически, а, значит, временно, заинтересован в Беларуси, поэтому этой игре может и подыграть.
- На форуме достаточно четко звучала мысль, что сотрудничество с официальным Минском – инвестиции в укрепление суверенитета Беларуси. Как далеко готов зайти Евронест в сотрудничестве с официальным Минском?
- Евронест, как и Евросоюз в целом, в любом случае будет искать оптимальный формат, который позволил бы хотя бы в минимальной степени запустить процесс реформ в Беларуси – в нынешнем виде Беларусь, как партнер Европы, рассматриваться не может. Поэтому Евронест, конечно, может куда-то зайти в сотрудничестве с официальным Минском, но вряд ли это «куда-то» будет очень далеко.
Все хорошо понимают две вещи. С одной стороны, Беларусь крайне зависит от России, буквально в критической степени, поэтому ее независимости сегодня угрожает как минимум две вещи: настроения в Кремле, наличие или отсутствие стремления к аннексии Беларуси. И, второй фактор - экономическая ситуация: Беларусь погружается в пучину экономического хаоса вслед за Москвой.
Евросоюз заинтересован в независимой Беларуси, поэтому какая-то поддержка на данном этапе возможна и в политическом поле, и в экономической сфере.
Однако все одновременно понимают и второй фактор: Лукашенко заинтересован в независимости Беларуси, как своей личной вотчины, не меньше, а, наоборот, больше Евросоюза, поэтому и с ним, и без него, будет делать все от него зависящее, чтобы хотя бы на политическом или символическом уровне данную независимость сохранить.
В этой связи слишком далеко никто заходить не станет: определенная поддержка будет оказана, но полностью решать проблемы Лукашенко (а сохранение личной вотчины – это проблемы как раз Лукашенко) вряд ли кто-то захочет. Скорее всего, будет поиск золотой середины, в рамках которой Беларусь сама заботится о своей независимости, а Евросоюз оказывает ей определенную поддержку в возможных границах. Границы же будут обусловлены тем, насколько режим Лукашенко окажется готов модернизироваться и реформироваться, приближаясь к стандартам ЕС.
- Евросоюз намерен поощрять те страны Восточного партнерства, которые хотят большей интеграции с ЕС. Беларусь, руководство которой в преддверии президентской кампании вновь оседлало геополитический конек, находится в аутсайдерах. На что сейчас может рассчитывать Беларусь?
- Исключительно на то, чтобы остаться в аутсайдерах. Поощрение проходит и будет проходить по принципу «большее за большее», то есть это поступательный процесс: страна реформирует какую-то сферу в какой-то степени, получает какой-то бонус для развития, после этого идет дальше по пути реформ – и так нарастают и те самые поощрения, и реформы, нарастают постепенно и поступательно.
Беларусь, до президентских выборов так точно, «лодку раскачивать» не станет, то есть с нулевой точки не сдвинется, и этого, кстати, никто особо даже не ждет. Значит, и на какое-то качественное изменение формата, тоже, рассчитывать не приходится.
Другие новости раздела «Украина-ЕС-Беларусь-Россия. Геополитика»
Украина не хочет сейчас форсировать конфликт, и, скорее всего, и Киев, и Запад попытаются нейтрализовать нынешнее обострение российско-украинских отношений.
Россия пытается сохранить свою гегемонию в регионе не только экономическими и политическими средствами, но военной угрозой и постоянно висящей угрозой дестабилизации обстановки в Беларуси и Украине.
Похищением и судилищем над Надеждой Савченко Кремль рассчитывал показать уязвимость украинских солдат, а продемонстрировал их силу и моральное превосходство.
Мобилизацию людей через празднование исторических дат, поданных под соусом соответствующей интерпретации, власти Беларуси и России научились использовать с выгодой для себя.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.