Пособие по безработице должно составлять 25-50% средней зарплаты.
Пособие в размере 25-48% от средней заработной платы простимулирует людей быть более активными на рынке труда, покрывая риски увольнения, издержки на географическую мобильность и повышение квалификации за свой счет.
Министерство труда и соцзащиты все же решило повысить пособие по безработице. А Федерация профсоюзов Беларуси объявила о том, что в ближайшее время правительство будет рассматривать вопрос введения страхования от безработицы.
Что готовят обществу продекларированные изменения? Насколько эффективными они окажутся? Как они повлияют на ситуацию с безработицей в стране?
В интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» ситуацию прокомментировал старший исследователь CASE-Беларусь Владимир Валетко.
- Минтруда предоставит правительству предложения о дифференцированном повышении пособия по безработице. Что предлагает правительство взамен 12 долларовой подачки?
- Если быть точным, сравнивать планы правительства надо с суммой 2 базовые величины (21 доллар). Такой сегодня размер максимального размера пособия.
В планах пока звучал ориентир – заменить размер базовой величины размером бюджета прожиточного минимума (сейчас 1 699 430 рублей, или 85 долларов). То есть предлагается рост примерно в 4 раза. И, кстати, пособие сегодня тоже дифференцировано - выпускник системы образования без стажа получит всего 70% от базовой величины. Следовательно, дифференциация составляет почти 3 раза (от 70 до 200% базовой величины). С учетом фискального дефицита (бюджет сокращают на 8%), судя по всему, дифференциацию сделают еще более существенной, привязав к размеру уплаченных взносов в ФСЗН, который как раз и зависит от стажа работы.
- В ближайшее время правительство планирует рассмотреть вопрос введения страховок от безработицы. Каким образом можно застраховать беларусов от безработицы?
- Во-первых, не страховок от безработицы, а страхования от безработицы. Странно слышать от профсоюзов искаженный термин, который повторяют СМИ. И, если быть точным, рассматривается не вопрос введения системы страхования от безработицы, а скорее, реформа последней, поскольку законодательством данная система закреплена.
В соответствии с Законом «Об основах государственного социального страхования» потеря работы относится к страховому случаю, при наступлении которого граждане обеспечиваются соответствующей страховой выплатой по государственному социальному страхованию – пособием по безработице. Выплата пособий по безработице осуществляется из средств фонда социальной защиты населения, формируемого за счет обязательных отчислений нанимателя на социальное страхование.
Уже сегодня в системе социального страхования от безработицы нашей страны присутствуют нормы, используемые в международной практике организации страхования от безработицы, а именно: размер пособия по безработице, хотя и условно, но привязан к заработной плате, кроме того его размер зависит от причины потери работы и предшествующего безработице статуса, наличия у безработного иждивенцев. При этом его величина снижается по мере увеличения периода безработицы.
Вместе с тем действующий̆ механизм поддержки безработных распространяется на все категории безработных, независимо от их участия в системе страхования - традиционно свыше 40% от регистрируемых безработных не имеют трудового стажа. И сегодня величина пособия по безработице не зависит от объемов внесенных страховых взносов в систему социального страхования, уровня оплаты работника до потери работы и его страхового стажа. Это еще раз возвращает нас к дифференциации. Кроме того, до настоящего времени не установлен целевой тариф для формирования источника финансирования мероприятий по содействию занятости населения и выплаты пособий по безработице, он входит в общую величину страховых отчислений нанимателя на государственное социальное страхование.
Но здесь важно понимать, что эта реформа непростая, и универсальных рецептов нет. Реализовывать реформу надо поэтапно, и даже при ориентации на систему страхования за счет взносов не избежать бюджетного финансирования – об этом говорят результаты оценок Всемирного банка, озвученные в 2015 году на «Кастрычніцкім эканамічным форуме”.
- Планы планами, но смогут ли планируемые меры облегчить положение безработных?
- В интересах всего общества повысить пособие по безработице – потенциальные безработные должны чувствовать, что общество поддерживает их в поиске места более эффективного применения своим навыкам, на деле способствует их мобильности на рынке труда. Это во-первых.
Во-вторых, адекватная защита безработных и их семей – это создание платежеспособного спроса, которого сегодня не хватает нашей экономике.
Теперь - к количественной (и финансовой) стороне вопроса.
За 2015 год при зарегистрированной безработице 1% на выплату пособий по безработице потрачено порядка 40 млрд. руб. – это 0,005% ВВП, или в 80 раз меньше, чем в переходных странах (Польша, Чехия, Венгрия). Простая арифметика повышения пособия дает рост примерно в 4 раза (см. выше). Это 0.02% ВВП при 1% безработных, или в 20 раз меньше, чем в данных странах.
Но при адекватном пособии зарегистрируется больше безработных. Так, безработица по данным последних двух переписей была на уровне 6%. И эта цифра не должна вызывать тревогу – она близка к реальности. Пусть зарегистрируются не все, и будет 5% безработных. Это уже 0.1% ВВП на выплату пособия, или в 4 раза меньше, чем в указанных выше странах.
И это всего-навсего более адекватная, но по-прежнему скромная защита порядка 250-300 тысяч человек и их семей.
По-моему мнению, максимальный размер пособия следует ограничить не 1, а двумя БПМ. На это понадобится 0.2% ВВП, или максимум в 40 раз больше, чем в прошлом году. Это порядка 48% от средней заработной платы, а получать пособие на таком уровне будут не более 10-15% безработных; среднее же пособие составит примерно 25% от средней заработной платы. Это поставит нашу систему защиты от безработицы на уровень развитых стран.
Эти цифры выглядят пугающими только с первого взгляда. Так, сегодня не менее 4% ВВП тратится на поддержку малоэффективных предприятий. Задача в следующем – суметь из этих 4% извлечь 0,2% (20-ю часть) и направить адресно на поддержку безработных. Осталось захотеть и сделать.
- Можно ли прогнозировать более существенные масштабы безработицы, чем указанные выше оценки? Только за апрель предприятия Беларуси уволили на 20 тысяч человек больше, чем приняли на работу. По признанию Минэкономики, «на предприятиях, которые находятся в достаточно сложном финансовом положении, на сегодняшний день работает 470 тысяч человек».
- Нет. Это максимальные оценки, подтвержденные двумя переписями населения. Цифра Минэкономики – это как раз отражение в численности занятых, на которых уходит господдержка. Названные 4% ВВП – это своего рода завышенная компенсация предприятиям их роли по удержанию бремени избыточной занятости.
Увеличение пособий по безработице как раз и позволяет перенести это бремя обратно на государство. И получить «экономию», выиграть всему обществу. За счет чего? В настоящее время реализуется защита не безработных, а рабочих мест, что влечет за собой целый веер издержек, которые ложатся на себестоимость, – от содержания и отопления избыточных площадей до штатов управления. Причем, до работников доходит менее 20% средств поддержки.
Государство становится заложником неэффективных менеджеров, которые годами доят бюджет, перекачивая ресурсы от более эффективных организаций. Если в госсекторе не уходить от защиты неэффективных рабочих мест, то снизить там себестоимость и повысить конкурентоспособность продукции не получится.
Но не стоит думать об этом процессе в статическом смысле. Например, ошибочно считать, что мы потратим 0,2% ВВП на рост пособия, а значит, не придется тратить 4% ВВП на господдержку. Условно говоря, «сэкономим» 3.8% ВВП. Нет, на это нельзя рассчитывать. Поскольку значительная часть поддержки идет градообразующим предприятиям и депрессивным территориям, решить проблемы которых не под силу даже в Германии и США. Много съедается в виде трансакционных издержек, которые и подсчитать невозможно при отсутствии рыночных отношений. И так далее. На это уйдут годы. Более реально ставить задачу перераспределения 0,2% ВВП на рост пособия по безработице из тех средств, которые уже выделяются. Для этого их надо реально оценить. И потом, на эффекты перераспределения надо смотреть в динамике – например, можно утверждать, что более высокое пособие по безработице будет создавать занятость, за счет роста спроса.
Пособие в размере 25-48% от средней заработной платы будет стимулировать людей быть более активными на рынке труда, покрывая риски увольнения, издержки на географическую мобильность и повышение квалификации за свой счет. В последних обсуждениях радует, что все лучше в Беларуси понимают от экспертов до чиновников, что маленькое пособие по безработице блокирует динамичность рынка труда и наносит больше вреда, чем пользы всему обществу.
Стоит ожидать, что беларусы, теряющие доходы, но владеющие востребованными специальностями, бросятся искать применение своим способностям в других краях.
Экономическая ситуация сейчас «бодро стимулирующая» для реформирования беларусской модели, но проблема в том, что власти «как-то не очень активно откликаются на эти стимулы».
Налоговые льготы отменяются, но при этом в МНС уверяют, что изменений в налоговом законодательстве в 2016 году не предвидится, скорее всего. При этом налоговый план собираются перевыполнить.
Всемирный банк относительно позитивно оценил перспективы выхода Беларуси из экономического кризиса. Но только при проведении структурных реформ, на которые власти могут так и не решиться.
Феномен новой экономики обсуждался на Первой международной конференции ICC-2015 30 октября в Минске. В работе форума участвовало более 300 человек, в том числе зарубежные лидеры краудфандинга.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.