Никаких факторов, обеспечивающих хотя бы минимальный рост ВВП, в Беларуси сегодня нет.
Всемирный банк 28 апреля в Минске представил обновленный макроэкономический прогноз по экономике Беларуси. Эксперты ожидают очень незначительный рост беларусской экономики только в 2018 году, а прогноз на 2016 год ухудшился.
Почему ВБ ухудшил прогноз по беларусской экономике? Почему беларусское руководство, вопреки мрачным прогнозам, строит радужные прожекты?
На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» ответил бывший председатель Нацбанка Станислав Богданкевич.
- ВВП Беларуси может снизиться в 2016 году на 3%, хотя еще полгода назад прогнозировалось падение ВВП на 2,2%. С чем связано такое резкое ухудшение прогноза?
- Не очень резкое: в прошлом году ВВП упал на 4 пункта, в этом году, возможно, упадет меньше. Идет рецессия, и оживления не видно. Первый квартал прошел с минусом: экономика падает, производительность падает, убытки растут, рентабельность снижается, доходы населения падают. Похоже, Всемирный банк ухудшил прогноз с учетом всех названных факторов.
Реформ нет, внешних вливаний - источника оживления и прироста, нет. Программа социально-экономического развития Беларуси до 2020 года предусматривает рост ВВП в течение пяти лет не больше чем на 10% - это крайне мало. Желательно получать такой рост в течение года. Именно поэтому и правительство, и президент заявили, что маниловщиной занитматься не собираются.
- Но, вопреки прогнозам, официальный Минск надеется, что прирост ВВП Беларуси в 2016 году составит 0,3%, а инфляция не превысит 12%. Чем вызван такой оптимизм?
- Власть не может говорить иначе. Добросовестная, честная власть, не способная стабилизировать ситуацию, должна уйти в отставку. Но беларусское руководство в отставку не уходит.
Первый квартал 2016 года показал, что в беларусской экономике идет рецессия, а не рост. В целом экономика требует радикальных шагов, признания, что главная проблема находится не вовне, а внутри страны. Посмотрите: Польша ведь развивается, Прибалтика развивается, даже в Украине за первый квартал произошел рост экономики на 1%. В России, с которой мы связаны экспортно-импортными связями, экономический спад продолжается; если в России нет подъема, она не может купить беларусскую продукцию, а никто другой у нас ее не покупает. Для завоевания новых рынков сбыта нужно было предыдущие 20 лет работать. Все ошибки нынешнего руководства вылезают нам боком.
- Всемирный банк считает, что Беларусь остро нуждается во внешнем кредитовании с учетом необходимости выплатить 3,3 млрд. долларов США внешнего долга уже в 2016 году. Что произойдет, если беларусские власти не найдут новые кредиты?
- Обеднеем. Я сейчас уже чувствую дыхание бедности: цены растут и на лекарства, и на продовольствие, и на товары первой необходимости. А пенсии не увеличиваются, даже не делают индексацию. Не делают индексацию даже на инфляцию!
Погасить внешний долг страна сможет. Национальный банк купит на бирже валюту для погашения внешних долгов, а валютный курс обвалится, стоимость импорта, в том числе и сырьевого, комплектующих, вырастет, издержки увеличатся, убытков будет больше. Но страна не погибнет.
Всех нас ждет обнищание. Мне звонили журналисты из Брестской области, говорят, что в марте средняя зарплата будто бы выросла на 460 тысяч. Как могла вырасти зарплата, если мы создали меньше продукта? Это явное противоречие. Если я сделал в прошлом году два стула, а в этом – один стул, то за что мне платить больше? Статистика явно ненормальная.
- Всемирный банк считает, что структурные реформы могут улучшить перспективы Беларуси в среднесрочном периоде. Видны ли признаки реформ?
- Лукашенко заявил, что страна не будет менять структуру хозяйствования – будет только совершенствовать негодную модель. Лукашенко не допустит никаких реформ – это одна из причин, по которой МВФ не хочет давать кредит Беларуси. Ведь кредиты нужны прежде всего на погашение внешнего долга: получим три миллиарда и погасим внешний долг. А без внешних кредитов долги будут погашаться за счет населения.
Для развития экономики нужны совершенно другие меры: сокращение налогов, структурная перестройка. Нужно прекратить вмешательство в малый и средний бизнес, где за счет незначительных ресурсов можно начать новое производство. Развивать экономику можно исключительно рыночными методами, а не административными. Лукашенко давно стучит кулаком по столу, вот только никто его не слушает.
- То есть, прогнозируемый Всемирным банком в 2018 году рост экономику на 0,3% маловероятен без структурных реформ?
- Трудно сказать. Я всегда думаю о правительстве гораздо лучше, чем оно заслуживает. Я надеюсь, что правительство не будет сидеть сложа руки и ничего не делать. Правительство должно уйти из бизнеса, должно прекратить порочную практику введения новых налогов и поборов. Если власти ничего не станут делать, роста нам не видать: страну ожидает падение производства, пусть не на 4%, как в прошлом году, а на 3-2%. Никаких факторов, обеспечивающих хотя бы минимальный рост ВВП, в Беларуси сегодня нет.
Стоит ожидать, что беларусы, теряющие доходы, но владеющие востребованными специальностями, бросятся искать применение своим способностям в других краях.
Экономическая ситуация сейчас «бодро стимулирующая» для реформирования беларусской модели, но проблема в том, что власти «как-то не очень активно откликаются на эти стимулы».
Налоговые льготы отменяются, но при этом в МНС уверяют, что изменений в налоговом законодательстве в 2016 году не предвидится, скорее всего. При этом налоговый план собираются перевыполнить.
Всемирный банк относительно позитивно оценил перспективы выхода Беларуси из экономического кризиса. Но только при проведении структурных реформ, на которые власти могут так и не решиться.
Феномен новой экономики обсуждался на Первой международной конференции ICC-2015 30 октября в Минске. В работе форума участвовало более 300 человек, в том числе зарубежные лидеры краудфандинга.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.