Хотя настроение бывших или нынешних сторонников Лукашенко ухудшилось, пока еще осознания предстоящих глобальных перемен у большинства нет.
Рейтинг Лукашенко максимально упал за последние пять лет и составляет 27,3%. Количество тех, кто не доверяет основным государственным институтам, превышает количество тех, кто доверяет. Свыше 61% респондентов признаются, что едва сводят концы с концами, денег не хватает даже на продукты, значительно выросли девальвационные ожидания.
Таковы главные результаты мартовского опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований. Итоги опроса Службе информации «ЕвроБеларуси» комментирует эксперт НИСЭПИ Сергей Николюк.
- Мартовский опрос принес принципиальные новости. Фиксируемые социологами два года так называемая «аномалия» завершилась. Внешне аномалия проявлялась в том, что на фоне падения доходов населения настроения беларусов существенно усилились. На фоне этих улучшений повысился как рейтинг Лукашенко, так и вообще позитивные отношения к власти. Соответственно, в области геополитических предпочтений политический образ России улучшился. Связано это было с событиями, которые позже получили название «Крымнаш».
Опрос в конце марта 2014 года (так получилось, что его провели в конце месяца в силу местных выборов), уже зафиксировал резкие изменения в социальных настроениях. Этот эффект продолжался почти два года; отчасти он был усилен президентскими выборами, которые строились по новой программе. Власти нечего было обещать населению, поэтому она стала его запугивать врагами, войной… И на определенный срок такая тактика оправдала себя.
Позже произошло одно из глобальных изменений, которое заключается в том, что власть окончательно отказалась от прежнего социального контракта. Его можно охарактеризовать как обмен лояльности на рост доходов населения. Этот этап развития беларусской модели завершился.
Внутренних ресурсов для роста экономики у беларусской модели нет. К этому добавился и внешний фактор, но он вторичен. Весь прошлый год власть фактически работала по новому контракту: лояльность в обмен на выживание. В определенной мере это сработало.
Но ресурс нового контракта оказался очень коротким, поэтому все социальные индикаторы в марте 2016 года (начало года выдалось очень бурным: девальвация беларусского рубля, продолжение роста инфляции, дальнейшее падение доходов населения) обвалились. Началось существенное снижение рейтинга Лукашенко: сегодня он максимально опустился с 2011 года, когда произошло обвальное падение рубля.
На этом фоне естественны определенные разочарования в России. Общественное мнение в Беларуси любит колебаться; это не смена ценностей, это не значит, что Беларусь стало больше европейских граждан – просто такие колебания настроения. Социальные индексы – тоже колебания настроений, поэтому мы часто можем наблюдать эффект паники – при их обрушении, или, наоборот, подъема – как при «Крымнаш».
- Почему беларусы подвержены таким перепадам настроения?
- Определенная часть беларусов (к сожалению, часть эта – большинство), как это ни странно, в определенной мере не лишена имперского мировоззрения. Ничего странного в том нет – ведь основу беларусов, как и основу россиян, составляет так называемый «человек советский»; он никуда не делся, он прекрасно воспроизводится. Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич говорит о «красном человеке», история которого в Беларуси не закончилась.
В марте произошла не простая фиксация текущих настроений. Это начальный этап, очень важный момент в истории беларусской модели: эйфория, вызванная «Крымнашем», закончилась, и, как мы понимаем, никаких шансов на выход из экономического кризиса нет. Это системный кризис, который не может быть преодолен в рамках существующей модели. Ситуация очень напоминает последние годы советской модели: она исчерпала свой ресурс и никакому реформированию не подлежала. Примерно в этот этап мы и попали.
Но, судя по опросу, несмотря на то, что настроение бывших или нынешних сторонников Лукашенко ухудшилось, пока еще осознания предстоящих глобальных перемен у большинства нет. Настроение падает, но существует вера, что все еще может вернуться на круги своя, поэтому реальных серьезных переоценок неких базовых вещей (например, вера в государственную собственность) не происходит.
- Если социальный контракт «лояльность в обмен на выживание» истек, что взамен предлагает власть? Природа не терпит пустоты.
- Пока власть предлагает просто демагогию. Мы видели, как это произошло с повышением пенсионного возраста. Все рассуждения о том, что надо советоваться с народом, несерьезны хотя бы потому, что нынешняя система не имеет никаких механизмов советоваться с народом. Единственный механизм – законодательный орган, представительный орган, который должен представлять интересы народа. Понятно, что беларусский парламент никаких интересов народа не представляет. Это всего лишь симулятор.
Стоит ожидать, что беларусы, теряющие доходы, но владеющие востребованными специальностями, бросятся искать применение своим способностям в других краях.
Экономическая ситуация сейчас «бодро стимулирующая» для реформирования беларусской модели, но проблема в том, что власти «как-то не очень активно откликаются на эти стимулы».
Налоговые льготы отменяются, но при этом в МНС уверяют, что изменений в налоговом законодательстве в 2016 году не предвидится, скорее всего. При этом налоговый план собираются перевыполнить.
Всемирный банк относительно позитивно оценил перспективы выхода Беларуси из экономического кризиса. Но только при проведении структурных реформ, на которые власти могут так и не решиться.
Феномен новой экономики обсуждался на Первой международной конференции ICC-2015 30 октября в Минске. В работе форума участвовало более 300 человек, в том числе зарубежные лидеры краудфандинга.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.