Сложился консенсус, что реформы должны быть, они будут – альтернативы им нет.
С 1 июля 2016 года в Беларуси пройдет деноминация беларусского рубля. Соответствующий указ 4 ноября подписал Александр Лукашенко. С нынешних денег уберут четыре нуля. Новые деньги отпечатаны еще в 2008 году.
Зачем понадобилась деноминация? Оздоровит ли «обрезание» рубля беларусскую экономику? Целесообразно ли проводить деноминацию без реформ?
На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» ответил старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.
- Нужна ли беларусскому рублю деноминация?
- Однозначно нужна: когда уровень цены и зарплаты измеряются миллионами, это говорит о нездоровом номинале национальной валюты.
Сроки проведения деноминации – отдельный вопрос, который поднимался по крайней последние лет пять с регулярностью два раза в год. Никто не ставил под сомнение необходимость деноминации, единственная проблема заключалась в сроках; прошлое руководство Нацбанка заявляло о том, что деноминацию нужно проводить тогда, когда инфляция опустится ниже 10%. А нынешнее руководство Нацбанка решило провести ее в июле 2016 года.
- Большинство экспертов говорят, что проведение деноминации без реформ не имеет никакого смысла; наоборот, повлечет даже издержки для бюджета, поскольку придется потратиться на изготовление новых денег.
- Деноминация не может быть ни вредной, ни полезной – это техническое мероприятие. Это явление не экономическое, а техническое, оно не может улучшить или ухудшить состояние экономики. Есть психологический момент: сейчас мы владеем миллионами, а после деноминации у нас в кошельках будут находиться более скромные суммы.
Деньги напечатаны, монеты отчеканены еще в 2008 году, деньги уже потрачены. Поэтому сейчас о новых издержках, за исключением издержек на процесс обмена, речи не идет. А издержки на замену купюр в масштабах экономики страны, достаточная скромная величина.
- Но целесообразна ли деноминация без экономических реформ?
- Необходимость деноминации говорит о том, что в прошлом длительное время проводилась безответственная денежно-кредитная политика, которая привела к огромной, недопустимой, неприличной инфляции. Обычно деноминация ставит точку в плохой эпохе денежно-кредитной политике и открывает новую эпоху – ответственной кредитно-денежной политики, которая не допустит прежних масштабов инфляции.
С приходом нового руководства Нацбанка денежно-кредитная политика ощутимо поменялась: уже не печатаются деньги на зарплату, уже происходят изменения в льготном кредитовании госпрограмм. Новая политика приносит результаты: Нацбанк надеется, что по итогам 2015 года инфляция останется в рамках 15-18%, в следующем году Нацбанк ожидает снижения инфляции до 12%. Если не произойдет возврата к старым практикам эмиссионного кредитования экономики и искусственной накачки незаработанных зарплат, то вполне может ожидать дальнейшего снижения инфляции. Национальная валюта будет становиться более стабильной. С этой точки зрения проведение деноминации вполне оправдано.
- Деноминация – свидетельство нездорового состояния экономики…
- Сразу поспорю с формулировкой вопроса: деноминация валюты – все равно что реабилитация для больного в прошлом человека. Деноминация свидетельствует о гиперинфляции в прошлом: например, в 2011 году инфляция составляла более 100%. Это не говорит о проблемах, существующих здесь и сейчас.
- Тем не менее, проблема реформ для Беларуси стоит очень остро. На Октябрьской экономическом форуме помощник президента Кирилл Рудый заявил, что в 2016 году реформы в стране невозможны. На ваш взгляд, это официальная точка зрения официального Минска либо зондирование общественного мнения на реформы?
- Ни то, ни другое.
Я сам присутствовал на форуме, слышал выступление Рудого. Мне кажется, выступление специально названо столь провокационно; суть выступления состояла не в том, что реформы не нужны, что их не будет. Помощник президента перечислил факторы, которые стоят на пути реформ, и факторов, способствующих реформам. Состоялся достаточно откровенный разговор; само признание наличия факторов, мешающих проведению реформ, дорогого стоит.
Я бы не делал из заголовка выступления выводов о том, что реформы не надо делать и их не будет.
- А какой вывод вы сделали?
- Сложился консенсус, что реформы должны быть, они будут – альтернативы им нет. Консенсус сложился не только в экономическом, академическом сообществе, среди финансовых экспертов, но и администрации президента, Нацбанке, Совете министров – никто не спорит с самим фактом необходимости реформ. Идут здоровые дискуссии о тактике, скорости, деталях их проведения.
Хотел бы остановиться на одном из пунктов доклада, согласно которому на реформы нет четкого запроса со стороны общества, народных масс. Несколько десятилетий пропаганда представляла слово «реформы» как ругательное слово, сознательно ассоциировала их с лихими 90-ыми, с приватизацией, позже - с майданом, с оранжевой революцией. Очевидно, что многие годы такой пропаганды достигли своей цели. Поэтому сейчас пропаганду надо включать на заднюю передачу и объяснять широкой общественности, что реформы – это не возврат к бандитизму, а то, без чего страна не может двигаться вперед.
- Так когда и в каких масштабах нам ждать реформ?
- Ни у кого нет ответа на этот вопрос. Окончательного решения по реформам еще не принято; идут дискуссии между властью и экспертным сообществом, внутри самой власти. Приезжает очередная миссия МВФ, со Всемирным банком также будут вестись консультации. Поэтому на вопрос: какого числа начнутся реформы? – ответа дать невозможно.
Отрадно то, что реформы обсуждаются. И обсуждается не то, нужны или не нужны реформы, а как их делать, в какой последовательности, какими темпами.
Стоит ожидать, что беларусы, теряющие доходы, но владеющие востребованными специальностями, бросятся искать применение своим способностям в других краях.
Экономическая ситуация сейчас «бодро стимулирующая» для реформирования беларусской модели, но проблема в том, что власти «как-то не очень активно откликаются на эти стимулы».
Налоговые льготы отменяются, но при этом в МНС уверяют, что изменений в налоговом законодательстве в 2016 году не предвидится, скорее всего. При этом налоговый план собираются перевыполнить.
Всемирный банк относительно позитивно оценил перспективы выхода Беларуси из экономического кризиса. Но только при проведении структурных реформ, на которые власти могут так и не решиться.
Феномен новой экономики обсуждался на Первой международной конференции ICC-2015 30 октября в Минске. В работе форума участвовало более 300 человек, в том числе зарубежные лидеры краудфандинга.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.