Феномен новой экономики обсуждался на Первой международной конференции ICC-2015 30 октября в Минске. В работе форума участвовало более 300 человек, в том числе зарубежные лидеры краудфандинга.
Краудфандинг или народное финансирование (сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — финансовый инструмент, позволяющий группе людей добровольно объединить свои деньги или другие ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов) в их деятельности или реализации каких-либо проектов.
Изначально заявляется цель, определяется необходимый бюджет, составляется калькуляция всех расходов, информация о ходе сбора средств должна быть открыта для всех.
Краудсорсинг (crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, чаще всего координирующих свою деятельность через информационные технологии.
Идея проведения ICC-2015 принадлежит «Белгазпромбанку», организатор мероприятия — Бизнес-школа ИПМ.
Почему крупный бизнес, банки заинтересовались краудфандингом? Как отметил в комментарии Службе информации «ЕвроБеларуси» глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико, «понимание того, что должны существовать альтернативные, передовые технологии перераспределения ресурсов, пришло на основании анализа новой ситуации, того, как новые вызовы и новые возможности могут помочь в первую очередь финансовым структурам стать лидерами». «И мы поняли, что история успешных банков, история успешных финансовых институтов прошлого построена на заказчике «государство или крупная корпорация», история успеха крупнейших компаний сегодня — это заказчик «частное лицо», - сказал Бабарико.
«Вопрос в том, как быстро беларусские банки подключатся к новым тенденциям. Я очень надеюсь, что у нас есть время — 3-5 лет, чтобы измениться и изменить свое отношение ко всему этому. Тогда мы будем лидерами. Если не сможем, то увидим, как это сделают другие, и через лет 10 просто-напросто будем повторять чужой путь, уже потеряв конкурентное преимущество», - отметил Виктор Бабарико.
Первая беларусская краудфандинговая платформа Ulej.by, как говорит ее директор по развитию Эдуард Бабарико, за полгода существования доказала — «краудфандингу в Беларуси быть». «При полном отсутствии рекламной активности с нашей стороны, за полгода было опубликовано 65 проектов, из них 42% завершились успешно. В проекты было переведено более полумиллиарда рублей, средний чек беларусского спонсора составил 200.000 рублей», - сообщил Бабарико.
Любопытно, что наибольший спрос пока на совсем некоммерческие проекты: «пока что финансирование получают проекты с бюджетами до 5.000 долларов, что обусловило естественный спрос в категориях «музыка», «литература», «социальные проекты».
«Краудэкономика позволяет по-новому взглянуть на всю цепочку производства, впервые за историю между производителем и потребителем исчезла дистанция. Новые продукты, новые услуги впервые могут производиться и реализовываться совместно. Более того, потребитель сам может выбирать то, что будет создано завтра. Впервые за историю цивилизации у отдельно взятого человека появляется право выбирать будущее. Краудэкономика не является революцией, эта смена парадигмы позволит существовать и другим формам, которые тоже будут претерпевать изменения. И неизвестно, насколько растянется этот процесс — но он будет происходить. И Беларусь не будет исключением», - уверен директор по развитию «Улея».
Евген Клишевич, руководитель и основатель Talaka.by, говорит, что участвует в конференции, «потому что это хорошая возможность познакомиться с опытом зарубежных коллег, а также завязать знакомства с теми, кто тоже интересуется этой темой, чтобы в дальнейшем сформировать партнерства». «Понятно, что тема краудтехнологий — довольно обширная, и здесь хватит работы для всех, один в поле — не воин, надо развивать краудтехнологии, краудэкономику силами крауда, то есть этой самой «толпы», как и переводится английское «сrowd», или талаки — это звучит больше по-нашему», - сказал он..
Напомним, один из самых «громких» итогов деятельности «Талаки» - быстрый и успешный сбор средств на беларусскую озвучку мультфильма «Свинка Пепа», показавший серьезный спрос на такого рода продукты.
«С самого начала, когда мы еще только запускали платформу — в 2013 году, мы хорошо понимали, что используем технологии краудсорсинга и краудфандинга, то есть совместного решения вопросов и задач коллективными силами. «Будет ли это работать в принципе?» - такой вопрос нас безусловно занимал на старте платформы, но для нас задача была, скорее, не протестировать и понять, будет работать или не будет, а развить эту сферу. Мы планомерно учили и рассказывали людям, как это работает, мы не называли широко публично это краудтехнологиями, но, по сути, это и был пресловутый краудсорсинг, о котором шла речь на конференции, - говорит Евген Клишевич. - Можно сказать, что перспективы у таких проектов, как наш, есть, ведь сейчас заметна тенденция к децентрализации: люди не хотят входить ни в какие организации, объединения, движения, партии, а быть такими вот вольными странниками, которые периодически — при желании и заинтересованности — присоединяются к каким-то инициативам, выполняют там свою роль и переключают свое внимание на нечто другое. Так что запрос и перспективы есть — будем и дальше развивать платформу».
Евген Клишевич отмечает, что гражданским активистам не стоит чураться таких мероприятий:
«Конференция в первую очередь ориентирована, конечно, на бизнес, на наиболее прогрессивных его представителей. Но, считаю, технологиями должны интересоваться и представители гражданского общества. Если же они этого делать не будут, то начнется явное отставание и выпадание из современного общества. Ведь технологии — это то, что позволяет не только успешно реализовывать свои идеи, но и вовлекать людей, масштабировать свою деятельность, быть в целом успешными и устойчивыми. Так что советую всем представителям гражданского общества больше присматриваться к новым технологиям, более того, самим «прокачиваться» и пускай по чуть-чуть, но пробовать включать в свою деятельность новые технологии».
Стоит ожидать, что беларусы, теряющие доходы, но владеющие востребованными специальностями, бросятся искать применение своим способностям в других краях.
Экономическая ситуация сейчас «бодро стимулирующая» для реформирования беларусской модели, но проблема в том, что власти «как-то не очень активно откликаются на эти стимулы».
Налоговые льготы отменяются, но при этом в МНС уверяют, что изменений в налоговом законодательстве в 2016 году не предвидится, скорее всего. При этом налоговый план собираются перевыполнить.
Всемирный банк относительно позитивно оценил перспективы выхода Беларуси из экономического кризиса. Но только при проведении структурных реформ, на которые власти могут так и не решиться.
Феномен новой экономики обсуждался на Первой международной конференции ICC-2015 30 октября в Минске. В работе форума участвовало более 300 человек, в том числе зарубежные лидеры краудфандинга.
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич обратился к Александру Лукашенко с открытым письмом, в котором потребовал от беларусского правителя не отдавать преступные приказы.
Альтернативного властному сценария по-прежнему не просматривается. Предложенный Виктором Бабарико и его командой сценарий референдума вряд ли может быть таковым.
За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.
Важно не только то, О ЧЁМ вы говорите, но и КАК. И если вы – журналист, блогер, публичный человек, а одна из ваших тем – люди с инвалидностью, то вот несколько рекомендаций, как подавать её корректно.
У Еўропе — мэры гарадоў, у нас — старшыні гарвыканкамаў. Бо мэраў абіраюць, а старшыняў прызначаюць. Але нечакана Лідзія Ярмошына загаварыла пра ўзмацненне мясцовага самакіравання.
Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак
Экологи, эксперты в сфере экологии и представители гражданского общества отвечают на обвинение в негативном влиянии на инвестиционный климат и недобросовестной конкуренции.