BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Эльжбета Кустра-Пирвели: "Стодневка" грузинского правительства

19.03.2013 Эльжбета Кустра-Пирвели, Eastbook.eu
Эльжбета Кустра-Пирвели: "Стодневка" грузинского правительства
Аналитика и исследования
Проведенные в октябре прошлого года парламентские выборы в Грузии принесли неожиданную победу оппозиции и смену правящей команды. Это был беспрецедентное событие в новейшей истории этой страны.

Партийная коалиция "Грузинская мечта" (ГМ) под руководством миллиардера Бидзины Иванишвили отняла власть у "Единого национального движения" (ЕНД), находящегося у власти с 2003 года. Прошло три месяца (около ста дней) после выборов и формирования нового кабинета министров. Анализируя внутреннюю и внешнюю политику нынешней команды, следует задуматься, сдаст ли она экзамен на зрелость и осуществилась ли мечта грузинских избирателей.

До 2003 года, т.е. до "революции роз", Грузия шла в направлении полной дезинтеграции и упадка. Население мечтало только о том, чтобы страна могла вообще существовать. Несмотря на спорные и противоречивые мнения о лидере этой революции Михаиле Саакашвили, за восемь лет его правления государственный аппарат начал работать, а страна перестала погружаться в хаос. Грузия Саакашвили избрала курс на демократию, а новоизбранный тогда президент энергично приступил к воплощению поставленной перед собой задачи. Кульминацией этого процесса стало поражение правящей до этого времени партии под руководством главы государства и мирная передача власти победившей коалиции "Грузинская мечта". В связи с этим можно сделать вывод, что модель и стиль правления, созданный президентом Саакашвили, был не тем, о котором мечтал грузинский народ.

Мечты грузин

Лидер победившего блока неспроста дал именно такое название своей партии. Он, как грузин и как человек исполнил свои мечты, добился успеха в бизнесе, зарабатывая состояние и тем самым обеспечивая комфортную жизнь себе и своей семье. Об этом мечтает каждый его соотечественник, и именно такую мечту обещал исполнить Иванишвили всем, кто был готов его поддержать. Коалицию ГМ поддержали 55 процентов избирателей. Решающей была не программа, а финансовые возможности ее лидера, а также обещания не жалеть собственных средств на оживление грузинской экономики.

Вскоре были объявлены экономические реформы и реформы сельскохозяйственного сектора. В экономической политике Иванишвили представил идею создания двух фондов - инвестиционного и креативного - в целях привлечения в Грузию иностранного капитала. В инвестиционном фонде будут участвовать как компании, так и отдельные бизнесмены, имеющие собственный капитал. Если иностранный инвестор решит вложить 25 процентов, оставшиеся 75 процентов будут финансироваться из средств фонда. Креативный фонд будет состоять из специалистов, задачей которых будет разработка инвестиционного портфеля с наиболее необходимыми Грузии предложениями. В сельском хозяйстве также планируется создать фонд в размере 1 млрд. лари (около 460 млн евро), которые помогут решить проблемы в этом секторе - из его средств будет финансироваться покупка сельхозтехники и строительство региональных перерабатывающих предприятий.

Послевыборная реальность

Все положительные инициативы заслонили и прошли не замеченными обществом из-за задержаний и допросов членов предыдущего режима, в основном, бывших министров, в том числе департамента внутренних дел, а также офицеров полиции. Первое показное задержание - это арест бывшего министра обороны и внутренних дел Бачо Ахалаи. Это одна из ведущих фигур режима все еще действующего президента Михаила Саакашвили. После "революции роз" он занимал важные государственные посты, начав с заместителя омбудсмена. Управлял департаментом исполнения наказаний министерства юстиции, а в 2009 году, в возрасте 28 лет, был назначен министром обороны. После прихода к власти в Грузии оппозиционной "Грузинской мечты" Ахалая бежал из страны. Вскоре он вернулся, но почти сразу же был задержан и допрошен, после чего временно арестован и заключен в тбилисскую тюрьму. Ахалае было предъявлено обвинение в применении словесного и физического насилия в отношении подчиненных в 2011 году, когда он был министром обороны. Поочередно были также задержаны бывший министр энергетики Александр Хетагури и бывший министр образования, а затем министр юстиции, Ника Гварамия. По информации прокуратуры, они подозреваются в нелегальном внесении финансовых средств на счета фиктивных компаний на сумму, доходящую до миллиона долларов.

Искусство откручивания событий

Общество воспринимает аресты части чиновников как справедливые и заслуженные, но, с другой стороны, опасается дальнейшей эскалации действий аппарата принуждения. Грузинские граждане, прежде всего, ждут от нового правительства решения проблемы безработицы. Но сегодня грузинская экономика и компании чувствуют себя хуже, чем перед выборами. Производство и продажа заблокированы, так как в большинство грузинских компаний пришли с проверками государственный контроль или налоговая. Заметно всеобщее разочарование от беспардонной борьбы между правящим лагерем и оппозицией. Грузинская общественность гораздо больше оценила бы желание найти общий язык между двумя оппозиционными друг другу партиями, а также продолжение демократического процесса передачи власти.

За коабитацией двух противоборствующих сторон наблюдают и на международной арене, особое внимание к позитивному сотрудничеству премьер-министра с президентом уделяет Европейский Союз. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон подчеркнула во время своего визита в Тбилиси, что отношения по линии премьер - президент важны для Брюсселя как один из элементов демократической передачи власти. Особенно не может быть никакой политической мести врагам. Однако, как Иванишвили, так и Саакашвили не избегают конфронтации и соперничества. Примером является даже недавно предложенная премьер-министром амнистия, в частности, для предполагаемых политических заключенных режима президента. Для расследования вопроса о справедливости задержания и процессов, проводимых во время президентства своего соперника, Иванишвили созвал специальную комиссию. Законопроект о помиловании попал в парламент. Президент сразу же наложил вето на раздел, касающийся так называемых политзаключенных и лиц, совершивших преступления в отношении несовершеннолетних. Задержанные во время президентства Саакашвили считались им врагами государства, как, например, предполагаемые шпионы, оплачиваемые Россией. Президентское вето было отклонено парламентским большинством и закон вернулся на стол президенту, который во второй раз отказался его подписывать. Наконец, он был подписан спикером парламента в соответствии с конституционной процедурой. Около двухсот человек вышли на свободу, а в течение следующих двух недель прокурора должен рассмотреть очередные дела.

Как удержать энергетическую стабилизацию?

Сейчас внимание общества сконцентрировала на себе политическая борьба, но следует отметить, что в долгосрочной перспективе решающим фактором в удержании нового лидера у власти будет скорейшее выполнение предвыборных обещаний. Иванишвили обещал перед выборами снижение тарифов на электроэнергию. Но никаких сокращений еще не произошло. Личная дружба между президентом Грузии Михаилом Саакашвили и его азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, а также "братство" и партнерство между двумя странами позволили Грузии подписать выгодный долгосрочный контракт на поставку азербайджанского газа со скидкой, о которой другие страны могут только мечтать, гарантируя себе тем самым энергетическую безопасность страны.

Между тем, первые высказывания премьер-министра Иванишвили могли существенно подорвать энергетический баланс Грузии. В одном из интервью грузинский премьер усомнился в смысле строительства железной дороги Баку-Ахалкалаки-Карс, вызвав тем самым бурю эмоций в Баку. Эта железнодорожная линия должна стать окном для азербайджанского экспорта в Европу, на завершение которой Баку смотрит с большой надеждой. Премьер-министр Грузии позже отказался от своих слов, особенно когда в Баку появились слухи о возможном изменении цены на газ для Грузии.

Две модели рая на земле

Во время избирательной кампании в одном из наиболее часто показываемых проправительственных телевизионных избирательных роликов избирателей призывали задуматься, хотят ли они вместе с приходом к власти оппозиции возвращения мрачных времен девяностых годов периода Шеварднадзе, внушая тем самым, что с момента принятия правления государством ГМ страна вернется в прошлое. Какое же "будущее прошлое" предложено Грузии после выборов?

Следует рассмотреть два противоречивых видения на функционирование государственного аппарата, сформулированные ЕНД и ГМ. Грузия, которую хотел бы построить Иванишвили, уже показана в небольшом селе на западе страны - это Чорвила, откуда родом премьер-министр и где он живет вот уже несколько лет. В этой небольшой местности, как и во всей области Сачхере, на протяжении нескольких лет "царит" социализм. Это место, где каждый может воспользоваться бесплатной медицинской помощью и, более того, сделать операцию за счет миллиардера. Благодаря его фондам была проведена полная газификация этого района, ремонт дорог и мостов, ремонт школ, а каждое домашнее хозяйство получило новые окна и крыши. Поэтому неудивительно, что кандидат ГМ набрал 94 процента поддержки населения во время выборов. Это был самый высокий результат во всей Грузии, который получил кандидат этой партии.

Другое видение страны имеет действующий президент Саакашвили, а его символом стал построенный в центре столицы Дом юстиции. В этом здании по принципу "одного окна" можно подать и получить документы, например, паспорт, без излишней бюрократии и в течение нескольких минут. Саакашвили предлагает построить страну, в которой правительство создает условия для свободной реализации положений граждан и дальше уже не вмешивается в их жизнь. Человек остается сам с собой. Грузия Иванишвили - это другая Грузия. Это страна, сущность функционирования которой опирается на положении, что государство берет на себя бремя заботы о своих гражданах, предоставляя им возможность бесплатного образования, медицинского обслуживания и рабочих мест после окончания вуза. Парадоксально, но именно эти две противоречивые модели можно назвать "грузинской мечтой". Первая похожа на капиталистический образ жизни и, с одной стороны, неизвестна, но тем и привлекательна. В то время как вторая модель основана на принципах социализма - большинство грузин, живущих в социалистической системе, помнят эту экономическую модель. А многие вспоминают с ностальгией, но в ней существовал политический элемент проблематичного характера: это было связано с зависимостью от России. Иванишвили, как кажется, хочет построить Грузию с моделью опеки государства, принимая за образец социализм, у которого уже были в Грузии свои "пять минут". Основным вопросом, вызывающим все же сомнения, остается то, будет ли такая Грузия снова на орбите Кремля.

Глядя на север

Кремль несколько лет подчеркивал, что с режимом Саакашвили диалог вести не намерен. После смены правительства в Грузии, Россия согласилась на официальную встречу. Миссию урегулирования отношений от имени грузинского министра получил бывший посол в России Зураб Абашидзе. Он занимал эту должность в 2000-2004 годах. Абашидзе подчеркнул, что диалог должен быть возобновлен без каких-либо предварительных условий. Россия долго медлила с ответом на назначение специального представителя Грузии и подчеркнула, что изменения в отношениях между двумя странами должны быть согласованы с российскими государственными интересами и делами. Поэтому радикального поворота по линии Тбилиси-Москва не ожидается. Улучшение отношений станет возможным только после глубоких и радикальных изменений в Кремле. Тем не менее, следует засчитать грузино-российскую встречу первым успехом команды Иванишвили, особенно потому, что это привело к возобновлению торговли цитрусовыми, экспортируемыми из Грузии в Россию. В Тбилиси все еще ожидают отмены Россией эмбарго на грузинские вина и минеральную воду. Тем не менее, становится заметным усиление грузино-российских отношений и повышение их уровня качества, хотя бы на примере первой после многих лет встречи премьер-министров двух стран.

100 дней. А что дальше?

Появление на грузинской политической сцене миллиардера Бидзины Иванишвили пробудило большие надежды общества на положительные перемены как во внутренней, так и в экономической ситуации в стране, а также во внешней политике. Следует отметить, что прошедшие три месяца присутствия на политической сцене новой партии не принесли ничего впечатляющего в этом отношении. Не решены насущные проблемы - безработица, доступность здравоохранения, а фокусирование общественного внимания на борьбе с ранее правящей партией не улучшает настроения избирателей. Что касается отношений с соседней Россией, в частности, в экономическом контексте, бесспорно, улучшения жаждет значительная часть грузинского общества.

Возобновление торговли между двумя странами - это огромный рынок сбыта для грузинского производства и работа для многих избирателей ГМ. Сергей Лавров 9 декабря 2012 года на встрече с представителями администрации президента России заявил, что "Россия готова к возвращению грузинской продукции на свой рынок (…), и по другим вопросам, которые улучшат отношения, но мы хотим знать контекст, в котором мы должны нормализовать взаимоотношения". По мнению экспертов, это может означать требования Кремля смены курса внешней политики, например, прекращение действий по вступлению в НАТО. Иванишвили недавно подтвердил европейский курс внешней политики Грузии, обозначающий приложение дальнейших усилий к интеграции в структуры Европейского Союза. Тем не менее, другие факторы - такие, как возвращение многих лиц эпохи Эдуарда Шеварднадзе, в течение многих лет проживающих в Москве, организация демонстрации в поддержку грузино-российской дружбы вызывает беспокойство по поводу "грузинской мечты". Нужно надеяться, что это не означает возвращение Грузии в девяностые годы, а новое правительство ответственно примет стоящие перед ним вызовы, не сосредоточившись только на политической борьбе с бывшей правящей партией и соперничестве с президентом, что случается в последнее время довольно часто.

Об авторе

Эльжбета Кустра-Пирвели (Elżbieta Kustra-Pirweli), окончила Варшавский университет по специальности "международные отношения и право", является степендиантом МГИМО и Тбилисского государственного университета. Была региональным координатором одного из научно-исследовательских институтов, а затем наблюдателем и сотрудником по связям с общественностью Миссии наблюдателей Европейского Союза в Гори (Грузия). Автор ряда текстов по ситуации в странах Южного Кавказа.

Eastbook.eu

Новый закон по ситуации на Донбассе: реинтеграция или фиксация статус-кво?
В Украине
Новый закон по ситуации на Донбассе: реинтеграция или фиксация статус-кво?
30.08.2017

В законопроекте о реинтеграции оккупированного Донбасса впервые на законодательном уровне собираются ввести понятие России в качестве страны-агрессора.

Алена Купчына — адзіная жанчына, якая прэтэндуе на пасаду генсека АБСЕ
Алена Купчына — адзіная жанчына, якая прэтэндуе на пасаду генсека АБСЕ
11.07.2017 Уладзімір Глод, Радыё "Свабода"

Пакуль у Мінску праходзіла летняя сесія Парламенцкай асамблеі АБСЕ, у Вене рыхтуюцца назваць імя новага Генеральнага сакратара АБСЕ — Арганізацыі па бяспецы і супрацоўніцтве ў Еўропе.

В немецкой армии выросло число правых радикалов
В немецкой армии выросло число правых радикалов
10.04.2017

Немецкая военная разведка MAD расследует 275 возможных случаев правого экстремизма в рядах вооруженных сил, сообщают немецкие СМИ.

В Египте на три месяца введено чрезвычайное положение
В Египте на три месяца введено чрезвычайное положение
10.04.2017

Указ подписал президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси.

Подозреваемый в терроризме в Осло оказался 17-летним россиянином
Подозреваемый в терроризме в Осло оказался 17-летним россиянином
10.04.2017

Норвежские полицейские задержали 17-летнего россиянина по делу о подозрительном предмете, оставленном в центре Осло.

Видео