BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

"ANTI[GONE]". Как победить историю (Фото и видео)

26.06.2017 Таня Артимович, "Беларусский журнал", фото — Андрея Александрова
"ANTI[GONE]". Как победить историю (Фото и видео)
О нас в медиа
Дарья Новик в спектакле "ANTI[GONE]"
13 июня в Музее-мастерской Заира Азгура в Минске в рамках проектного театра Центра "Арт Корпорейшн" состоялась премьера спектакля "ANTI[GONE]" режиссера Александра Марченко.

Идея спектакля родилась в прошлом году на первом в Беларуси аспен-семинаре — эта технология предполагает, что эксперты и лидеры из разных сфер собираются вместе, чтобы на протяжении нескольких дней вместе читать, обсуждать и осмыслять из разных перспектив важные философские тексты. Одним из них стала классическая трагедия Софокла "Антигона".

Так появилась "ANTI[GONE]", исполнителями в которой стали участники семинара — публичные персоны и известные активисты: Роман Костицын, Кристина Марчук, Иван Веденин, Андрей Александров, Марина Штрахова, Владимир Шаблинский, Марина Калинина, Алесь Крот, Андрей Егоров, Татьяна Водолажская. Они, эксперты, которые вышли к зрителю, чтобы рассказать не о своей профессиональной сфере, а поделиться реальными личными историями.

Понятие эксперта в театре ввела немецкая группа "Rimini Protokoll" — мировые лидеры документального и site specific (играющегося не в театральном пространстве) театра. Суть театра экспертов в том, что спектакль (или перформанс) исполняют не актеры, но непосредственные очевидцы или герои истории, которую рассказывают. Если спектакль о дальнобойщиках, рассказывать истории публике будут именно сами дальнобойщики. Таким образом, пространство документального театра расширяется: речь идет не просто о документе, но о свидетельстве, когда знание попадает к зрителям без посредников — актеров.

"ANTI[GONE]" строится в двух параллельных нарративах: Софокла, представленном в оперном исполнении Дарьи Новик (она же автор музыки), и монологах наших современников, которые переплетаются, вступают в диалог с каноническим текстом, актуализируя миф об Антигоне.

Эклектика жанров — оперы и эстетики экспертного театра — сначала смущает и настораживает, кажется надуманной и неудобной. Но именно этот прием заставляет смотреть, слушать и искать связи — между божественным космосом эпохи Антигоны и нашей "скучной" современностью, которая в результате побеждает историю.

Это антипрошлое (игра слов в названии спектакля). На первый план выходит природа современной трагедии, в центре которой современник, обыватель, вступающий в поле борьбы — в семье, в государстве, в самом себе.

На сценической площадке сначала появляется Антигона — в белом платье, как и положено героине высокой трагедии. Она аукает, обращаясь к скульптурам и бюстам советского мастера, в ответ эхом слышит только саму себя.

Из зрительного зала звучит монолог первого эксперта — Романа Костицына.

Роман Костицын в спектакле "ANTI[GONE]"

Он рассказывает о том, как оказался в Париже в 2001 году, о своем одиночестве в мегаполисе, о философских разговорах со случайными прохожими, а дальше — о том, как приехал 11 сентября в командировку во Франкфурт и как из выпуска новостей в холле гостиницы узнал о теракте в Нью-Йорке. Именно тогда Роман, по его словам, ощутил явление человеческого сообщества — независящего от цвета кожи, вероисповедания и языка. Когда молчать — это на одном языке.

Начало современной трагедии с событий 11 сентября 2001 года символично. Для глобального мира эта дата стала поворотом, точкой отсчета — до и после. Изменилось отношение, ощущение, понимание и интерпретации. На смену постмодернизму пришло "что-то другое", современность стала тревожной и, по словам социолога Энтони Гидденса, ускользающей, а искусство приобрело апокалиптический характер.

"ANTI[GONE]" — не апокалипсис. Современность в нем разнообразна, героизм, или, как сегодня говорят, активизм — узнаваем и вызывает восхищении, а личные переживания цепляют своей интимностью, заставляя обращаться к своим воспоминаниям.

Кристина Марчук в спектакле "ANTI[GONE]"

Подкупают тишина и отсутствие эмоций, с которыми эксперты делятся своими историями — идет ли речь об эмоциональном разрыве с семьей (Кристина Марчук), о невозможности быть по-граждански безучастным (Андрей Александров, Алесь Крот), о юношеской ли мечте о сообществе (Иван Веденин), борьбе с несправедливостью (Марина Штрахова), о примирении, которое все не случится (Владимир Шаблинский), об утрате (Марина Калинина), о том, как важно успеть (Андрей Егоров).

Истории вписаны в сюжет Антигоны, они одновременно ее протагонисты и соперники. Включаются в ее повествование (тема семьи или отца у Софокла, и эти же темы у современников), конкурируют в своей значимости (отказ Креонта в погребении брату Антигоны как отправная точка пьесы и 11 сентября в спектакле), заземляют пафос античной трагедии, обращая ее в "мыльный пузырь".

Завершает спектакль монолог Татьяны Водолажской, иронизирующей над геройством как таковым. Это не отказ от геройства, но примирение с заземленностью повседневности, которая никогда не однообразна, но включает в себя различные плоскости нашего бытия.

Андрей Егоров в спектакле "ANTI[GONE]"

Все вместе эксперты являют собой хор как важнейший персонаж античной трагедии. Только в современности этот хор больше не анонимен и не коллективен. Это голоса индивидуальностей, каждый из которых может и должен быть услышан, и эти голоса звучат не с "кафедры" — сценической площадки, но доносятся из зала — они среди нас.

Это и есть современная Антигона, чье тело распадается на множество тел разного пола и возраста, с татуировками, дрэдами или без, различными биографиями и системой ценностей.

Звучащая "полифония точек зрения", по словам режиссера, "производит просто потрясающий эффект: ты понимаешь, что когда на одно и то же явление мы смотрим через разную оптику, возникает огромное количество всевозможных смыслов".

Участники постановки "ANTI[GONE]"

Благодаря пространству музея возникает еще одно измерение спектакля. Немые статуи и бюсты советских "богогероев" с фигурами Маркса, Ленина и Сталина в центре с самого начала создают мощнейшую энергетику. Исполнительница Антигоны "заигрывает" с ними, включает их в свое поле игры, намекая как бы на живучесть этих богов.

И правда, с самого начала кажется, что они переиграют, что советское измерение — аллюзии и цитаты — возьмут верх, и мы погрузимся в переживание травмы советского "героизма". Удивительным образом этого не происходит. Эти "богогерои" не просто немы — они мертвы, и так же, как и сама Антигона, не выдерживают соперничестве с вызовами глобальности и обыденности, который бросает современный мир.

И пусть полноценный диалог с этими призраками нам еще предстоит, "ANTI[GONE]" свидетельствует, что необратимые процессы распада этого антипрошлого уже начались, что абстрактный "народ" становится "множеством" (Паоло Вирно), а на место страха и отчаяния приходит сопротивление и осознание индивида как наивысшей ценности.

"Беларусский журнал"

См. также:

Читайте:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео