BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

И парк, и костел. Как можно договориться

25.05.2016
И парк, и костел. Как можно договориться
Свой взгляд
Статья Андрея Егорова, директора Центра европейской трансформации, члена Совета Товарищества «Зеленая сеть», в интернет-издании «Беларусский журнал».

В обсуждении конфликта по поводу строительства костела прихода Свв. апостолов Петра и Павла и св. Евгения де Мазено и вырубки (возможно, части) деревьев парка Котовка доминирует абсолютно превратная трактовка, представляющая ситуацию как конфликт католической церкви и экологов. В реальности же есть противоречие между интересами местной католической общины и местных жителей, стремящихся сохранить парк.

Это конфликт разных групп местных жителей, и слово «местный» («локальный») — тут главное. Экологи присутствуют в этой ситуации лишь как третья сторона, т.к. работают над общей проблемой вырубки зеленых насаждений в Минске.

Вопрос лежит не в плоскости экозащиты, нарушения прав верующих, противоречий в ценностях, а в плоскости принятия решений на местном уровне. Реальная причина конфликта — это не противоречия интересов, а принятая в стране практика, когда общество фактически исключено из процесса, и все решения принимаются по согласованию заказчика, подрядчика и городских властей.

Сейчас на территории, где расположен парк Котовка, практически не осталось больших зеленых зон. После вырубки зеленой зоны под строительство теннисных кортов и ресторанов на Цнянке, Котовка останется единственным таким местом. Это вызывает естественную озабоченность людей, живущих по соседству.

Католическая община не имеет в этом районе города ни одного своего храма и очень заинтересована в его строительстве, что также естественно. Но выделение зеленой зоны под строительство не было согласовано с местными жителями. Да, в 2011 году по этому поводу проходили «общественные слушания». Но законодательная процедура таких согласований и практика их исполнения очень и очень далека от оптимальной: проводятся они формально, поэтому не удивительно, что на самом деле местные жители ни о «слушаниях», ни о «согласовании» ничего не слышали.

При нормальной практике принятия таких решений согласования строительства начинаются на самой ранней стадии с вовлечением всех заинтересованных сторон. Консультации должны вестись не только в момент разработки проекта, но еще до его начала, и сопровождать весь процесс реализации. Это снимет большинство вопросов.

В общем, сначала довариваются (иногда долго, иногда годами), потом делают, но так, чтобы всем было максимально удобно.

Противоречия между местной католической общиной и местными жителями можно преодолеть. Есть возможность и сохранить парк, и построить костел. Для этого существует веер разных возможностей: от выбора другого места строительства до компромисса в вопросе вырубки части деревьев, последующего расширения и благоустройства парка и т.д.

Сегодняшнего конфликта можно было бы избежать заранее, но сейчас он есть. Что нужно сделать для его разрешения?

1. Временно остановить строительство. Невозможно вести переговоры с пилами за спиной. Каждый день местные жители дежурят в парке, и трудно ожидать от них спокойной реакции на происходящее. А здесь требуется спокойное обсуждение!

2. Убрать эмоции в разговоре, прекратить публичные (в медиа) и частные (на месте строительства) персональные нападки, нападки на Костел, католическую общину, экологов и местных жителей, перестать разбираться, кто виноват, кто имеет больше прав и что важнее: экология и зеленая зона Минска или право на молитву. Проблема вообще не в этом!

3. И католической общине, и местным жителям следует собраться и отдельно обсудить вопрос принципиальных требований («от чего мы не можем отказаться»), возможных компромиссов («в чем мы готовы уступить»), предложений для другой стороны («чем мы можем им помочь, что мы можем предложить, понимая их позицию»). Обе стороны уже декларировали готовность к переговорам.

4. Определить полномочных представителей сторон: от местных жителей и от ответственных за строительство. Причем таких, которые могут заключать реальные соглашения от имени тех, кто их делегировал.

5. Провести переговоры и достичь согласия по единому для всех сторон вопросу: как построить храма и сохранить парк. Не «или—или», а именно так!

6. При успехе переговоров действовать дальше вместе так, чтобы интересы всех сторон были соблюдены.

Ну и последнее. И общине, и местным жителям надо послать подальше всех доброжелателей: ярых поборников ценностей с обеих сторон, экспертов и умников, которые, не разбираясь ни грамма в предмете спора и, не собираясь ничего делать по этому поводу, занимаются «набрасыванием на вентилятор». Короче говоря, всех, кто не стремиться поддерживать линию переговоров и диалога. В столь «благородной» работе замечены уже многие: владельцы порталов, борцы за сохранение исторического наследия, датамайнеры, активные борцы «за» и «против» экологии и многие другие. Не обращайте на них внимания.

Из этой истории может получиться хороший пример того, как нужно и можно решать проблемы на местном уровне. Причем самостоятельно, ответственно и без команд сверху.

Неужели мы на это не способны?

«Беларусский журнал»

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео