BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения

09.09.2015 Центр европейской трансформации
Мониторинг реализации Конвенции ЮНЕСКО об охране разнообразия форм культурного самовыражения
Аналитика и исследования
Представляем отчет по результатам исследования-мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005) (далее — Конвенция ЮНЕСКО) является последовательным развитием представлений и подходов, заложенных в Европейской культурной конвенции (1954), в которой культура рассматривается не просто как сфера общественной жизни, но как важный инструмент взаимопонимания народов и развития мирных процессов на европейском континенте. В 2001 году была принята Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, которая продолжает переосмысление роли и функции культуры в обществе и делает существенный акцент на связи культуры с правами человека, обеспечением человеческого достоинства и развития, а также с продвижением ценностей и практики плюрализма. Эта декларация фиксирует, что культура является фактором развития общества (экономического, социального и гуманитарного), а также утверждает принцип партнерства в области культурной политики между государством, бизнесом и гражданским обществом. К 2005 году развитие этих идей приводит к появлению Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, где упомянутые тенденции переосмысления закрепляются как основания культурной политики современных государств.

Эта политика должна быть нацелена на достижение целей: уважение прав человека и основных свобод, охрана и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения, поощрение социальной вовлеченности, солидарности, взаимопонимания и диалога сообществ, народов и стран, разрешение новых вызовов, связанных с развитием технологий. Конвенция ЮНЕСКО направлена на закрепление в культурной политике механизмов, которые расширяют возможности включенности в полный культурный цикл (от создания и производства до потребления и участия) для самых широких слоев населения и дают возможность проявления самобытности вне узких коммерческих или строго функциональных, социально-политических рамок.

Для Республики Беларусь подписание Конвенции ЮНЕСКО является важным шагом в гармонизации культурной политики и вовлечении страны в общеевропейское культурное пространство. Это происходит через распространение норм и стандартов диалогичной, многосубъектной культурной политики и преодоление маргинализации отдельных сфер производства и потребления продуктов культуры, а также участие в культурной жизни.

Однако само по себе подписание документа не является достаточным условием для изменений. Основания для реализации ценностей и установок Конвенции ЮНЕСКО лежат во многих областях: правовых и экономических условиях, техниках и технологиях организации деятельности в сфере культуры, системе образования и медиаполитике, общественном сознании, политических практиках согласования интересов в обществе и т.д. Кроме того, для внесения существенных изменений в культурную политику, во-первых, требуется политическая воля всех субъектов, вовлеченных или заинтересованных в этом процессе; во-вторых, необходимы адекватные знания о состоянии сферы культуры, которые позволят выстраивать «дорожную карту» изменений и следить за ее реализацией.

Постановка проблемы, задачи и метод исследования

Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения обязывает государства, подписавшие ее, заботиться о культурном разнообразии, принимая необходимые для этого политические меры. В соответствии с п. (а) ст. 9, участники Конвенции ЮНЕСКО должны представлять «раз в четыре года в своих докладах ЮНЕСКО соответствующую информацию о мерах, принятых для охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения на их территории и на международном уровне». Этот механизм запущен и работает: в 2012-2013 годах в ЮНЕСКО было подано 65 докладов, а в 2014 году — 6 докладов. Республика Беларусь должна была предоставить свой первый доклад в 2012 году, однако в базе данных ЮНЕСКО он отсутствует. На момент написания данного отчета, по нашей информации, Министерство культуры Республики Беларусь вело работу по подготовке доклада, который должен быть предоставлен ЮНЕСКО к 2016 году.

Доклады, направляемые в ЮНЕСКО, представляют собой описание предпринятых каждым из государств-участников мер в рамках ценностей и принципов Конвенции ЮНЕСКО. В ст. 19 Конвенции указано: «Участники соглашаются обмениваться информацией и специальными знаниями и опытом, касающимися сбора данных и статистики о разнообразии форм культурного самовыражения, а также информацией о передовой практике его охраны и поощрения» (п. 1), а также: «ЮНЕСКО, используя существующие механизмы в рамках Секретариата, содействует сбору, анализу и распространению всей соответствующей информации, статистических данных и сведений о передовой практике» (п. 2). При этом очевидно, что фиксация произведенных действий и принятых решений, а также обмен информацией о передовой практике мало говорит об эффектах этих действий, т.е. о реальных изменениях в сфере культуры, которые происходят вследствие проводимой культурной политики. Но такая задача не обеспечивается механизмами самой Конвенции ЮНЕСКО, хотя в процитированных выше положениях договора обозначены возможности для решения этой задачи, а именно: сбор и распространение данных и статистики о разнообразии форм культурного самовыражения.

Возможность получить представления об эффектах культурной политики наталкивается на недостаток сравнимых данных и отсутствие единой системы мониторинга сферы культуры. Все имеющиеся на сегодняшний день наработки в этом направлении не имеют ни законченности, ни обязательности. Каждая страна имеет собственную систему статистики и комплекс исследований, которые используются как для отслеживания изменений в сфере культуры, так и для оценки эффективности предпринятых действий и принятой политики. При этом анализ имеющихся исследований показывает, что в Беларуси отсутствуют данные, которые бы систематично отражали развитие сферы культуры в соответствии с принципами и целями Конвенции ЮНЕСКО. Это означает также, что отсутствует и возможность оценки эффектов и последствий действий, производимых различными субъектами в пространстве культуры. Отсутствие данных и исследований, ориентированных непосредственно на Конвенцию ЮНЕСКО, свидетельствует и о зыбком фундаменте в отношении тех решений, которые принимаются в области культурной политики. В какую из областей необходимо направить наибольшие усилия? Что требует поддержки? Какие тенденции существуют? Все эти вопросы требуют анализа ситуации, согласования общей картины и приоритетности шагов среди различных акторов культурного процесса.

Таким образом, несмотря на подписание Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО и ряд действий, предпринимаемых беларусским Министерством культуры в ее рамках, существует проблема введения Конвенции ЮНЕСКО как действительного основания для культурной политики в Беларуси. Полноценное применение Конвенции ЮНЕСКО предполагает, что существуют все необходимые инструменты для того, чтобы соотносить культурную политику на национальном уровне с принципами и целями, обозначенными в этом международном договоре:

  • соответствующие Конвенции ЮНЕСКО представления о культуре и культурной политике, закрепленные в законодательных актах и программных документах;
  • система оценки сферы культуры, которая позволяет видеть, какие изменения происходят, какой эффект оказывают действия (мероприятия, политические решения и т.д.) на сферу, и позволяет ли это сохранять и развивать культурное разнообразие;
  • условия и возможности введения этой оценки в процесс принятия решений всеми субъектами, реализующими культурную политику в стране. В данном случае, это не только государственные институции, но и бизнес, а также различные формы представления общественных интересов: общественные объединения, творческие союзы и отдельные личности, СМИ и т.д.

Данное исследование ставит в качестве своей цели содействие в разрешении обозначенных проблем:

  • во-первых, представление сопоставимых характеристик для отслеживания изменений в сфере культуры в рамках целей и задач Конвенции ЮНЕСКО;
  • во-вторых, создание основания для публичного обсуждения состояния сферы культуры и перспективных направлений реализации культурной политики в стране.

В ходе выполнения исследования ставились следующие задачи:

  1. Анализ законодательства Республики Беларусь в контексте реализации норм и принципов Конвенции ЮНЕСКО;
  2. Анализ имеющейся информации и возможностей сбора данных о сфере культуры (статистических данных и материалов исследований);
  3. Определение основных измерений, необходмых для мониторинга ситуации в сфере культуры и разработка методологии оценки применения Конвенции ЮНЕСКО;
  4. Анализ основных статистических показателей и экспертных оценок по заданным измерениям Конвенции ЮНЕСКО;
  5. Разработка практических рекомендаций по реализации в Республике Беларусь культурной политике в рамках имплементации Конвенции ЮНЕСКО.

В исследовании использовались три группы основных понятий:

  1. «Культура» («Области культуры» и «Культурный цикл»);
  2. «Культурное разнообразие»;
  3. «Измерения культурной политики в рамках Конвенции ЮНЕСКО».

Во время исследования мы опирались на определение культуры, предложенное ЮНЕСКО в ходе пересмотра представлений о культуре и разработки системы измерений, которое было зафиксировано в 2001 году во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии. ЮНЕСКО определяет культуру как «совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков (духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных), и что, помимо искусства и литературы, она (культура. — Ред.) охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования». Данное определение отражает признание того факта, что «культура все в большей степени рассматривается и как средство развития, т.е. двигатель развития и поддержки экономического прогресса, и как результат развития, т.е. смысл нашего существования». Это было озвучено в 1995 году в выводах доклада Всемирной комиссии по культуре и развитию «Наше творческое разнообразие» — что культура оказывает влияние на поведение людей, их вклад в процесс экономического развития, общественное развитие и рост благосостояния.

Для того чтобы иметь возможность анализировать изменения в сфере культуры, а также строить планы и программы по ее развитию, основываясь на представлениях о культурной деятельности и ее видах, выделяют: «Области культуры» и «Культурный цикл», посредством чего описывают и ограничивают совокупность явлений, рассматриваемых как относящиеся к сфере культуры. Пересмотр понятия «Культура» в разработках ЮНЕСКО в первую очередь отразился на расширении круга явлений, необходимых для анализа сферы культуры.

Так, среди областей культуры выделяется ряд основных (они представляют собой общеизвестный комплекс связанных с культурой отраслей производства, деятельности и практики):

  • Культурное и природное наследие;
  • Представления и празднества;
  • Изобразительное искусство и ремесла;
  • Книги и пресса;
  • Аудиовизуальные и интерактивные средства;
  • Дизайн и творческие услуги;
  • Нематериальное культурное наследие (сквозная область).

Кроме этих традиционных областей, выделяются связанные с ними области, которые имеют отношение к более широкому определению культуры, касаются общественной жизни и развлечений:

  • Образование и подготовка кадров;
  • Архивы и хранение;
  • Оборудование и сопутствующие материалы.

Их роль в культурном цикле производства и передачи культуры становится все более значимой.

В свою очередь, понятие «Культурный цикл» также расширяется и дифференцируется в рамках этих новых представлений. Культурный цикл охватывает различные этапы создания, производства и распространения культуры:

  1. Создание: замысел, авторские идеи, а также производство единичной продукции (например, кустарные промыслы, изящные искусства);
  2. Производство: воспроизводимые культурные формы (например, телевизионные программы), а также специальные инструменты, инфраструктура и процессы, используемые при их реализации (например, производство музыкальных инструментов, издание газет);
  3. Распространение: доставка обычно массово воспроизводимых продуктов культуры потребителям (например, оптовая и розничная продажа и аренда музыкальных записей и компьютерных игр, распространение кинофильмов);
  4. Демонстрация/восприятие/передача: относятся к месту потребления и предоставлению живого и непосредственного культурного творчества, включая передачу нематериального культурного наследия от поколения к поколению;
  5. Потребление/участие: деятельность аудитории и участников по потреблению продуктов культуры, участие в культурных мероприятиях и приобретение культурного опыта (например, чтение книг, танцы, участие в карнавалах, прослушивание радиопередач, посещение картинных галерей).

Таким образом, культурный цикл охватывает максимально широкий спектр участия в культуре, включая такие ее составляющие, которые традиционно остаются за скобками.

Эта особенность представлений о культуре соответствует тем задачам и целям развития, которые заложены в рамках Конвенции ЮНЕСКО. Она ориентирована на обеспечение доступа к выражениям культурного разнообразия во всех областях и во всех формах (от творчества до участия) и на вклад в устойчивое развитие общества через вовлечение в эти области и виды деятельности.

Важным аспектом современных представлений о культуре является разработка понятия«Культурное разнообразие». В рамках целей и принципов Конвенции ЮНЕСКО под культурным разнообразием понимается «многообразие форм, с помощью которых культуры групп и обществ находят свое выражение». Источником активизации политики в области культурного разнообразия стали несколько моментов:

  • растущий спрос на продукты культуры, создаваемые в развивающихся странах, который сопряжен с невыгодными условиями для этих стран в ситуациях обмена или совместного производства в силу слабости институциональной базы и развитости сферы культурного производства;
  • размывание границ между высокой и популярной культурой, между культурными образцами Запада и остального мира;
  • коммерциализация продуктов культурного производства (в основном, промыслов) и использование их в экономических стратегиях и программах для ряда развивающихся стран.

Эти тенденции сделали особенно актуальными вопросы разнообразия и необходимости учета различных условий в производстве, потреблении и распространении продуктов культуры для разных стран и групп. Важное место, которое стали занимать аутентичные культуры, субкультуры, культуры малых групп в общественном развитии, послужило основанием к тому, чтобы обратить особое внимание на условия и возможности реализации разнообразия, а также на предотвращения практик дискриминации или маргинализации. В Конвенции ЮНЕСКО подчеркивается, что сохранение и поощрение культурного разнообразия является фактором развития как в экономическом отношении, так и в отношении прав человека на интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие.

Конвенция ЮНЕСКО формулирует направления развития культуры и культурной политики, но не задает четких индикаторов или показателей в сфере культуры, которые могут быть положены в основу отслеживания и фиксации достижений в рамках Конвенции ЮНЕСКО на уровне всей культуры. Поэтому для организации мониторинга реализации Конвенции ЮНЕСКО нами было выделено несколько практических измерений, которые могут отражать принципы и цели Конвенции ЮНЕСКО. Важным фактором определения этих измерений является то, что Конвенция ЮНЕСКО имеет отчетливо политическую (policy) направленность, т.е. она задает основные координаты в культурной политике. Эта культурная политика, согласно положениям Конвенции ЮНЕСКО, базируется, в первую очередь, на признании культуры сферой, через которую происходит развитие общества и которая становится способом реализации основных целей развития: уважение прав человека и основных свобод, охрана и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения, поощрение социальной вовлеченности, солидарности, взаимопонимания и диалога сообществ, народов и стран, разрешение новых вызовов, связанных с развитием технологий.

Измерения культурной политики в рамках Конвенции ЮНЕСКО представляют собой пять базовых направлений разворачивания культурной политики, которые позволяют достигать заложенных в Конвенции ЮНЕСКО целей и ценностей:

  1. Условия для развития/проявления разнообразия. Речь идет о правовых, экономических, социальных и деятельностных возможностях и условиях, которые предоставляет государство и общество для реализации всех компонентов культурного цикла, в том числе потребления и участия, а также о наличии дискриминаций или преференций, социальной и культурной готовности к культурному разнообразию;
  2. Влияние сектора культуры на экономику и показатели развития. Данное влияние выражается во вкладах культурного сектора в экономическое развитие страны, занятость, а также в личностное развитие (языковые и иные культурные компетенции) и формирование благоприятных социальных условий (толерантность, гендерное равенство, межличностное доверие);
  3. Внутренние ресурсы и потенциал развития сферы культуры. Речь идет об объемах вовлечения в культурную сферу, расширении состава и повышении квалификации участников, а также об инструментах стимуляции и развития сферы, внешней и внутренней поддержке;
  4. Развитие межкультурного взаимодействия и контактов. Речь идет об объемах совместных с другими странами культурных производств, обменов, экспорта и импорта продукции, а также о развитии контактов и взаимодействий разных культур внутри страны (общин, культурных групп и этнических меньшинств);
  5. Взаимодействие разных субъектов культурной политики (государства, бизнеса, гражданского общества). Под взаимодействием и партнерством понимается наличие механизмов и практики принятия участия в стратегических и программных решениях, возможности и объемы взаимодействия (совместные проекты и программы).

Методы, процедура сбора и анализа данных

Выделенные измерения были положены в основу пилотного мониторинга, а также стали основанием для дальнейшей разработки отдельных показателей и процедур оценки. При этой разработке учитывались несколько важных моментов:

  • отсутствие однозначных и конвенционально принятых показателей для таких измерений;
  • необходимость получения сравнимых данных (выраженных в объективированных индикаторах), не только для регулярной оценки беларусской ситуации, но и для соотнесения с состоянием сферы культуры в других странах;
  • ограниченность количественных оценок для отражения реальной картины состояния сферы культуры и необходимость получения фактического материала, как аргументирующего, так и уточняющего количественные оценки.

В результате, общая схема мониторинга включала в себя две составляющие:

  1. Работа по каждому из выделенных измерений с объективной информацией, т.е. комплексом статистической и иной информации (статистические данные, данные исследований и т.д.);
  2. Получение экспертных оценок по каждому из измерений. Процедура вынесения оценок включала в себя количественную оценку (в каждом измерении — от 1 до 30 баллов) и содержательную аргументацию выставленных оценок.

Для сбора объективной информации были выделены индикаторы по каждому из измерений. Разработка индикаторов опиралась на:

  • анализ имеющейся системы статистики в сфере культуры в Республике Беларусь;
  • анализ Системы статистики культуры ЮНЕСКО (2009);
  • Систему индикаторов «Культура для развития» (Culture for Development IndicatorsCDIS);
  • Сеть Европейской статистической системы по вопросам культуры (European StatisticalSystem Network on CultureESSnet-Culture), используемая для сбора сопоставимых данных в сфере культуры в странах ЕС.

Анализ имеющихся в открытом доступе данных показал ограниченность информации о сфере культуры, способной отразить необходимые аспекты ее развития. В частности, измерение «Взаимодействие разных субъектов культурной политики» фактически не может быть представлено в виде объективированных данных, подтвержденных авторитетным и компетентным источником. В результате, индикаторы были подкорректированы с учетом возможностей сбора информации.

Для обеспечения возможностей интерпретации в анализ были включены данные за 2012-й, 2013-й и 2014-й годы. Сбор данных по индикаторам ключевых измерений культурной политики в рамках Конвенции ЮНЕСКО осуществлялся на основании следующих источников:

  • данные Национального статистического комитета Республики Беларусь (разделы: «Культура», «Образование», «Обследования домашних хозяйств»; сборники: «Труд и занятость в Республике Беларусь», «Беларусь и страны мира» и др.);
  • данные, представленные на сайте Министерства культуры Республики Беларусь;
  • социологические исследования: «Жизненные и социокультурные стратегии поведения населения на рынке культуры» (Институт социологии НАН Беларуси) и др.;
  • годовой обзор Института культуры Беларуси «Беларуская культура сёння» (2013);
  • данные международных индексов (например, Freedom House).

Экспертные оценки были получены в ходе проведения 3 групповых интервью (в двух фокус-группах приняло участие по 8 экспертов в каждой, в одной фокус-группе — 7 экспертов). Приглашения принять участие в исследовании в качестве экспертов были направлены представителям разных целевых групп, заинтересованных в участии в культурной политике: государственным служащим, менеджерам культуры (кураторам, продюсерам, руководителем частных галерей), активистам и организаторам культурных проектов, деятелям культуры (художникам, музыкантам и т.д.), представителям творческих союзов и общественных объединений в сфере культуры, преподавателям, исследователям и аналитикам.

Экспертам было предложено выставить свои оценки по каждому из измерений культурной политики в рамках Конвенции ЮНЕСКО по шкале от 0 до 30 баллов, где 0 баллов соответствовал полному отсутствию развития в данном измерении, а 30 баллов — практически полной реализации всех установок и принципов, заложенных в Конвенции ЮНЕСКО. Для более точной оценки экспертам было предложено группировать баллы по нескольким уровням:

  • «Крайне низкий» — 0-6 баллов;
  • «Низкий» — 7-12 баллов;
  • «Средний» — 13-18 баллов;
  • «Повышенный» — 19-24 балла;
  • «Высокий» — 25-30 баллов.

Прилагалась также инструкция с содержательным описанием каждого из уровней.

Помимо бальных оценок, экспертам была дана возможность подготовить аргументацию своих оценок — примеры, обосновывающие выставленную оценку: факты, события, ситуации и т.п. В рамках групповых интервью каждый из экспертов последовательно озвучивал свои бальные оценки и аргументы. После всех озвученных оценок экспертам была предоставлена возможность скорректировать свои оценки.

Оценки и аргументация фиксировались исследовательской группой.

При подсчете итогового значения по каждому из измерений крайние оценки (высокие и низкие), в случае если они были единичными, отбрасывались. Затем по каждому из измерений был выставлен средний балл.

Анализ полученных объективных данных и оценок экспертов осуществлялся исследовательской группой с учетом полученных комментариев, а также дополнительных исследований: анализа международных документов, анализа правовой базы и программных документов, анализа различных исследований в области культуры и т.д.

Исследование было выполнено Научно-исследовательским учреждением «Аналитическая группа ЦЕТ» (Центр европейской трансформации) в период: 1 января — 31 марта 2015 года.

Скачать отчет

Об авторах:

Татьяна Водолажская — старший аналитик Центра европейской трансформации, кандидат социологических наук (PhD). Окончила отделение социологии Беларусского государственного университета. В области гуманитарных исследований работает с 1996 года: вначале — как научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Беларуси, затем — как эксперт аналитической группы Агентства гуманитарных технологий. Фокус исследовательских интересов: методология гуманитарных и социальных исследований, национальная и гражданская идентичность, развитие локальных сообществ, гражданское общество, культурная политика и политика в области культуры.

Андрей Егоров — директор Центра европейской трансформации, магистр политических наук. Окончил отделение политологии и магистратуру по специальности «Политология» Беларусского государственного университета. В области политических исследований работает с 2001 года. Фокус исследовательских интересов: трансформация постсоветского пространства, гражданское общество, политические трансформации в Беларуси и регионе Восточного партнерства, европейские исследования.

Алёна Зуйкова — аналитик Центра европейской трансформации, магистр политических наук. Окончила Европейский гуманитарный университет (Вильнюс, Литва), получив степень бакалавра по специальности «Политология и европейские исследования», а также магистратуру Sciences Po — Institut d'Études Politiques de Lille (Институт политических наук, г. Лиль, Франция) по специальности «European Affairs». Фокус исследовательских интересов: Европейская политика соседства, Восточное партнерство, европейская политика в отношении Беларуси, европейская политика развития; гражданское общество, роль организаций гражданского общества в процессах демократизации Беларуси; Евразийский экономический союз.

Ирина Лашук — кандидат социологических наук, доцент. Окончила отделение социологии Беларусского государственного университета. Фокус исследовательских интересов: социология культуры, социология семьи, социология молодежи, социальная стратификация.

Ольга Лашкевич — магистр политических наук. Окончила факультет журналистики, магистратуру и аспирантуру по специальности «Политология» Беларусского государственного университета. Преподаватель политологии с 2004 года. Фокус исследовательских интересов: социальная коммуникация и коммуникативные технологии, медиа-измерения и аналитика СМИ.

Дмитрий Галиновский — кандидат биологических наук. Окончил биологический факультет Беларусского государственного университета. Эксперт Агентства гуманитарных технологий, участник экспедиций в малые города Беларуси, проведенных в 2007-2008 годах в рамках программы «Культурная политика». Фокус исследовательских интересов: методология исследований, методология науки.

Игорь Рассолько — социолог, магистр социологических наук. Окончил отделение социологии Беларусского государственного университета. Фокус исследовательских интересов: количественные методы анализа социологических данных, этносоциология.

О Центре европейской трансформации:

Центр европейской трансформации (ЦЕТ) — независимый беларусский think-tank, основанный в марте 2010 года. ЦЕТ входит в структуру Международного консорциума «ЕвроБеларусь».

ЦЕТ в социальных сетях:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео